Достучаться до детских сердец
В рамках серии выездных заседаний Совета Думы, посвященных проблемам патриотического воспитания молодёжи, спикер Оксана Козловская, руководители фракций ЛДПР Леонид Терехов и КПРФ Наталья Барышникова работали в Асиновском районе. Их сопровождал депутат от округа Олег Громов.
В музее Асиновского техникума промышленной индустрии и сервиса по крупицам собирают и хранят историю 370-й стрелковой Краснознаменной ордена Кутузова 2-й степени Бранденбургской дивизии. Часть экспозиции — составляют предметы, привезённые с мест боёв студентами-поисковиками в составе отрядов «Томич» и «Земляки».
— Желающих доказать, что Советский Союз сыграл незначительную роль в исходе войны, сегодня предостаточно, — сказала Оксана Козловская. — Ведутся дискуссии даже о том, нужно ли было вообще освобождать европейские государства. Тем более ценно хранить память о войне в комплексе районных образовательных учреждений, организовывать преемственность. Есть примеры, когда с уходом руководителя общественного объединения все труды по сбору информации пропадали. Этого допускать нельзя.
Спикер отметила, что важно систематизировать сбор и хранение материалов из школьных сочинений, написанных учениками о своих родственниках, переживших годы войны. Методологическую помощь в поисковой работе музеев образовательных учреждений может оказывать областной краеведческий музей.
В музее боевой славы Асиновского военно-пехотного училища на базе школы № 1 члены клуба «Факел» рассказали о том, что поисковая работа здесь была начата еще в 1978 году под руководством ветерана Великой Отечественной войны Николая Александровича Борзова. По данным музея, на фронт из АВПУ были отправлены около 11 тысяч курсантов, включая командный состав. Депутаты отметили, что экскурсии по музею школьники проводят профессионально. Но есть одно «но»:
— Можно создавать красивые экспозиции, читать стихи, но этим мы не достучимся до детских сердец, — уверена Оксана Козловская. — Нужно искать другие пути. В первую очередь — через семью. Если ребенок будет знать, какой боевой путь прошел его прадед, где и как погиб, это даст свои результаты. Он будет воспринимать информацию о войне иначе, пропуская ее через себя. К сожалению, сегодня мы увидели, что учащиеся, даже те, кто имеет отношение к музеям и уголкам боевой и трудовой славы, по большей части мало что знают о прошлом своих собственных семей. Почему-то сегодня говорить об этом не принято. Наша задача — вызвать интерес детей к прошлому семьи, страны, и тогда они сами захотят двигаться дальше в изучении своих корней. Помощниками в поисковой работе могут стать сайты «Мемориал» и «Подвиг народа», на которых размещены сведения о миллионах участников боевых действий.
При этом депутаты высоко оценили формат проектной деятельности в изучении истории страны и своего края, который широко используется в Асиновском районе, а также вовлеченность школьников в проект «Правнуки Победы». Приоритетной в год юбилея Победы, по общему мнению, должна стать работа по уходу за захоронениями участников войны. А разрозненные фрагменты информации, собранной в ходе поисковой и исследовательской деятельности студентов и школьников, нужно системно переводить на единую цифровую платформу. И ключевую роль в этом процессе должны сыграть педагоги.
— Я сам из семьи, которая по материнской линии очень пострадала в годы войны, потому что проживала в оккупированной Брянской области, — рассказал депутат Олег Громов. — Как послевоенный ребёнок о войне знаю со слов людей, среди которых вырос в Асине. Воспоминания военного поколения — это историческое достояние. Свою историю нам нельзя забывать, а нужно изучать, чтобы осмыслить подвиг народа и величие нашей страны. Я поддерживаю идею, чтобы к 75-летию Победы в нашем городе на публичном пространстве увековечить имена земляков-героев. Таких, как Герой Советского Союза Анатолий Михайлович Денисов, полный кавалер ордена Славы Александр Карпович Васильев, участник партизанского движения на севере Италии Иван Михайлович Суслов. Таким образом наша молодёжь получит ещё один пример для гордости и подражания.