Война в истории моей семьи (часть 3)
Владимир Резников, депутат Законодательной Думы Томской области:
Сохранить память о героическом поколении
Историческая память – это основа любого государства, это то, что объединяет народ, делает его сильным и жизнеспособным. Народ без истории – все равно что человек без памяти. Да, Великая Отечественная была самой жестокой, самой кровопролитной войной, какие только знала Россия. Это страшные страницы нашей истории, но рассказывать сегодняшней молодежи, детям и подросткам о войне необходимо. Они всегда должны помнить тех, кто, не жалея своей жизни, бился за нашу мирную жизнь и свободу, кто ковал победу в тылу.
Мой отец Тихон Иванович Резников всю Великую Отечественную прошел пехотинцем. Он вернулся живым, а три его брата погибли. Один в Сталинграде, другой под Прохоровкой, еще одного моего дядю казнили фашисты. Я их, конечно, не видел, потому что родился в первый послевоенный год. Но фотографии, воспоминания о них были важной частью жизни нашей семьи.
В те военные годы молодежь рвалась добровольцами на фронт, а семейные, понимая, что будут призваны, старались хоть как-то подготовить хозяйство. Помню историю про печку. Отец решил ее переложить, заканчивал уже, можно сказать, на ходу. И на фронте не давала ему покоя мысль, как там печка, удачная ли вышла, держит ли тепло. Ведь дома остались жена и четверо детей, конечно, болела душа. Рассказывал: получаю письма, там про все – про печь ни слова. Спрашиваю – в письме опять ничего. Вернулся, интересуюсь, что там с печкой-то было? «Ничего, – отвечает супруга Елизавета Харитоновна, моя мама, – хорошая печка. Ее же ты делал, с чего ей быть плохой?»
Нам теперь и представить сложно, сколько тягот выпало на долю женщин, оставшихся в тылу. Выражение «работала от зари до зари» стало общим для всех. А вдуматься, действительно, от зари и до зари. Семьи были многодетные, каждого ребенка надо накормить, на путь наставить, и так – дни и годы... Но сколько трудолюбия, доброты было в этих женщинах. Мама каждому готова была протянуть руку помощи. Всегда и каждому.
Отец вернулся с этой жестокой, кровопролитной битвы, и это был наш счастливый билет в той страшной лотерее. Я не скажу, что вырос на рассказах о войне, фронтовики не любили ее вспоминать. Но уверен, что отец и воевал так же, как работал, на совесть. Он умел ценить и свой, и чужой труд. Вот еще одна история. Помню, ходил к нам сосед, молоко покупал. «А почему сам корову не держишь?» – спрашивает его Тихон Иванович. «А зачем,- отвечает сосед, – я у тебя куплю, никаких хлопот: ни косить, ни доить».
С тех пор ему пришлось брать молоко в другом месте. А через год завел корову. Строгий был отец человек и справедливый.
Вообще это было героическое поколение. И сегодняшняя молодежь должна как можно больше знать о подвиге своих прадедов, чтобы передать эту информацию потом своим детям и внукам, иначе она будет утеряна окончательно и безвозвратно. Хочу, чтобы наши ребята и девчата были достойными сынами своего Отечества, чтобы ни нашим предкам, ни нам не было стыдно за них. На моем округе в Степановской школе мы недавно открыли музей боевой и трудовой славы. Ребят из поискового отряда я несколько лет поддерживаю. Многое из того, что они привозили с мест жестоких боев, я передал в школьный музей в качестве экспонатов. Возможно, передам туда и военные документы отца. Память о наших фронтовиках, отцах, дедах принадлежит не только их семьям. Это важная часть нашей истории – не только истории государства, а именно каждого человека нашей страны.
Юрий Калинюк, депутат Законодательной Думы Томской области:
Медаль за труд
В годы Великой Отечественной войны советский народ совершил подвиг не только на полях сражений, но и в тылу. Вся тяжелая мужская работа упала на хрупкие женские плечи. Пытаясь осознать всю тяжесть военного времени, я смотрю на руки своей бабушки – Антонины Егоровны Мамонтовой, ее ладони соизмеримы с ладонями крепкого мужика. Войну она встретила 13-летней девчонкой, они жили в небольшой деревне недалеко от города Асина.
Бабушка вспоминает, что о начале боевых действий они узнали сразу, но разве могли тогда дети осознать, что это такое. Понятно, что у нас в Сибири это были простые летние дни, в которые без особых почестей и торжественных парадов провожали отцов и дедов. Скоро мужчин в селе совсем практически не осталось, их места на ферме, единственном сельском производстве, заняли дети и женщины.
Основная проблема – не хватало сырья и техники, молодым девчонкам приходилось таскать мешки с сырым тяжелым зерном, в морозы собирать последние колоски по полям, по ночам сопровождать обозы с хлебом до райцентра. Зимой вместе с другими подростками бабушка работала на лесоповале. Сложно представить, как двухручной пилой орудовали молодые девчонки, они же по пояс в снегу волокли на себе бревна до дороги. И это изнурительная неженская, а тем более недетская, работа продолжалась еще долго после войны. Поэтому 9 мая не отпечатался в памяти моей бабушки как большой праздник, в этот день, как и в последующие, они, дети, продолжали трудиться наравне со взрослыми.
Об одном бабушка жалеет, что война не дала ей получить образование. Антонина Егоровна, как и многие ее сверстники, осталось практически неграмотной, закончив начальную школу. Поэтому моим детям, своим правнукам, она дает одно важное напутствие – хорошо учиться. В свободное время я стараюсь рассказывать сыну и дочери о Великой Отечественной войне и о трудовом подвиге их прабабушки, ведь, к сожалению, подрастающее поколение уже не совсем понимает ценность и значимость георгиевских ленточек.
Война забрала и моего дедушку по отцовской линии – Степана Давыдовича Калинюка. Сейчас наша семья старается восстановить его боевой путь: поднимаем архивные документы, по крупицам собираем информацию. Это нужно и нам, и нашим детям, память о наших воинах-победителях должна жить вечно!
Геннадий Сергеенко, депутат Законодательной Думы Томской области:
Если б не снайпер…
Своего деда по материнской линии я никогда не видел: он ушел на фронт и пропал без вести. Искали его близкие, да безрезультатно. Дед по отцу, Афанасий Филимонович, прошел всю войну и вернулся живым. К сожалению, время стирает из памяти многие события, но в памяти моей на всю жизнь остались теплые воспоминания о дедушке: наши поездки на рыбалку, неспешные разговоры, его очень мудрые и точные высказывания о многом в жизни, которые формировали и мою жизненную позицию. Как большинство фронтовиков, Афанасий Филимонович о войне говорил скупо: тяжелы были эти воспоминания.
Деда Афанасия призвали в ряды Красной Армии в 1941 году из села Уртам Кожевниковского района. Так сложилось, что, провоевав некоторое время, он был тяжело ранен, оказался в Польше, в лагере для военнопленных. Подробностей не знаю – дедушка о них не распространялся, а я не настаивал. Видел, что ему это неприятно: неволя, да еще на чужой земле – попробуй, выдюжи такое. Прошло почти 3 года, и лишь тогда ему удалось совершить побег: ближе к окончанию войны охранять лагерь стали слабее. После проверки военной комендатурой он еще около года воевал, за что имел награды. Окончание войны встретил в столице Австрии Вене. В середине лета демобилизовался, вернулся домой, где его с нетерпением ждали жена и четверо детей. Две младших дочки родились уже после Победы. В мирной жизни дед работал кузнецом, мастер был большой. К сожалению, прожил Афанасий Филимонович не слишком долго: сказывалось фронтовое ранение, да и перенесенные испытания даром не прошли.
Родной племянник дедушки, мой дядя Николай Егорович Сергиенко, – Герой Советского Союза. Его мы, рожденные после войны, знаем только по фотографии. Он новосибирец, 1924 года рождения. Школу- семилетку закончил в деревне Середино. Дальше учиться не пришлось – началась война. Осенью 1942 года Николая призвали в армию. Ему еще 18 лет не исполнилось. Определили в гвардейскую стрелковую дивизию, в отделение автоматчиков учебного батальона. Затем – отправление на фронт. В действующей армии мой двоюродный дядька был с марта 1943-го. Воевал в составе 41-й гвардейской стрелковой дивизии (4-я гвардейская армия, I2-й Украинский фронт), был ранен. По воспоминаниям однополчан, храбро дрался с врагом. В феврале 1944-го в боях в районе города Корсунь-Шевченковского, где была окружена крупная группировка немецко-фашистских войск, Николай Егорович совершил подвиг, за который ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Один стрелял за шестерых! Фашисты отступили. Николай с еще двумя уцелевшими курсантами направился в ближнее село Почапинцы. Там они сумели выбить гитлеровцев из нескольких домов и взять в плен 44 вражеских солдата. Сейчас такое трудно представить. Кто были тогда Николай и его товарищи – можно сказать, зеленые пацаны, и не устрашились пойти против вооруженных до зубов, сытых, хорошо экипированных вражеских солдат. Но тем не менее так было. На месте боя поставлен памятник с надписью: «Здесь 17 февраля 1944 года во время Корсунь-Шевченковской битвы курсанты отдельного учебного стрелкового батальона 41-й гвардейской стрелковой дивизии Агапов и Каплунов во главе с Героем Советского Союза Н.Е. Сергиенко отбили все атаки немецко-фашистских войск и уничтожили 147 вражеских солдат и офицеров, 44 взяли в плен. Слава Героям Отчизны!».
Жизнь – непредсказуемая штука. Дядя Николай принимал участие в освобождении стран Восточной Европы – Румынии, Венгрии, Австрии. В июне 1945-го приезжал в отпуск домой, повидался с родными, как будто попрощался. После отпуска вернулся в свою часть в Западной Украине, где шли бои с бандеровцами. Был смертельно ранен снайпером в спину и умер, не приходя в сознание. Совсем короткая биография, но он не умел поступать иначе. Вместо него нам остались только воспоминания. Возле школы в селе Кондоурово Новосибирской области стоит памятник Герою Советского Союза Николаю Сергиенко. В Колывани одна из улиц названа его именем, в Новосибирске оно увековечено на Аллее героев у Монумента Славы. Горжусь своими родными! Они достойно жили и защищали нашу Родину.