В Томске обсудили новые подходы к обновлению системы высшего образования
Председатель Комитета Государственной Думы России по науке и высшему образованию Сергей Кабышев и председатель Законодательной Думы Томска области Оксана Козловская провели на площадке Особой экономической зоны «Томск» круглый стол на тему «Национальная система высшего образования – новые возможности и обязательства бизнеса и регионов».
Участники дискуссии обсудили различные аспекты реализации пилотного проекта по обновлению системы высшего образования в России, запуск которой состоялся в 2023 году после Указа Президента РФ. Одним из шести российских вузов, участвующих в проекте, является Томский государственный университет.
В соответствии с Указом в течение трех лет, начиная с 2023/24 учебного года, эти вузы осуществляют прием на обучение по программам высшего образования следующих уровней: базовое высшее образование (от 4 до 6 лет); специализированное высшее образование (реализация программ магистратуры – от 1 до 3 лет). При этом каждый университет – участник проекта, получил возможность апробировать новые модели образовательных программ, разрабатывать организационные, финансовые и нормативные условиях их реализации.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский представил собравшимся промежуточные итоги реализации пилотного проекта в вузе. По его словам, модель, которая уже второй год реализуется в Томском университете, получила позитивные отклики как со стороны работодателей, так и студентов. В частности, по результатам проведенных исследований, 95% студентов удовлетворены содержанием и условиями пилотных программ. Работодатели положительно оценивают интенсивный формат обучению, реальную практикоориентированность, повышение качества выпускных работ студентов.
Университетом разработаны и апробированы механизмы обеспечения взаимодействия пилотных программ с региональными партнерами и федеральными партнерами вуза: совместное проектирование образовательных программ, участие работодателей в оценке качества программ и аттестационных мероприятиях, участие партнеров в реализации образовательного процесса.
Студенты ТГУ имеют возможность получения рабочих специальностей, а также нескольких профессиональных квалификаций или специализаций в процессе освоения программ высшего образования, дополнительных навыков на основе технологии «профессиональная клиника» - «учебная фирма».
О некоторых итогах апробации новых моделей образовательных программ поделились в режиме видеоконференцсвязи представители других вузов, участвующих в пилотном проекте – проректор Московского педагогического государственного университета Екатерина Балабаева и и.о. проректора МИСИС Андрей Воронин.
О системе подготовки кадров при реализации программы научно-технологического развития Томской области рассказала заместитель губернатора региона Людмила Огородова.
Со своими оценками перспектив развития системы взаимодействия с вузами при подготовке специалистов поделились ректоры томских университетов, руководители академических институтов, руководители промышленных предприятий и инновационных компаний.
- Исходя из того, что сегодня говорили представители власти, науки и высшей школы, бизнеса, можно сделать несколько основных выводов. Система высшего образования должна быть выстроена под запрос работодателей. Эта система должна быть гибкой. Должна быть вариативность у вузов и студентов при определении сроков обучения и уровней квалификации. Настолько быстро меняются технологии и потребности в новых компетенциях - это необходимо учитывать в образовательном процессе. Должна быть создана система индивидуальных образовательных траекторий, система непрерывного образования. И уверена, томские предложения будут услышаны и учтены на дальнейшем этапе обновления системы высшего образования в нашей стране, - отметила председатель думы Томской области Оксана Козловская.
- Состоялся открытый неравнодушный диалог между представителями вузовского сообщества и работодателями. Ключевые выводы: развитие нашего высшего образования должно строиться в партнерстве с работодателями, которые выразили ясный запрос на то, чтобы сегодня в вузах формировалось соответствующее профессиональное мышление, чтобы выпускник мог свои знания применять самостоятельно в меняющихся фактических обстоятельствах. И еще один важный запрос на формирование в вузах высоконравственной личности, гражданина своего Отечества, - отметил председатель Комитета Госдумы России по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, подводя итоги круглого стола.
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы России Александр Мажуга, Владимир Сипягин, Татьяна Соломатина, Владимир Самокиш, сенаторы Совета Федерации от Томской области Виктор Кресс, Владимир Кравченко, заместители губернатора Наталия Киселева, Александр Феденев, депутаты Законодательной думы области Александр Куприянец, Виктор Власов, Виктор Рулевский, Галина Немцева.
По видеосвязи в работе участвовали члены Комитета по науке и высшей школе Госдумы России, Совета законодателей Сибирского федерального округа, Комиссии Совета законодателей РФ по образованию и науке при Федеральном Собрании РФ, руководители и депутаты законодательных органов власти новых регионов России – Херсонской и Запорожской областей, Донецкой и Луганской народных республик.