Программу по энергоэффективности нужно «приземлить»
Председатель комитета координации реформы энергосбережения областного департамента энергетики Артем Дроздов рассказал о предыстории и общих параметрах госпрограммы, принятой в декабре прошлого года. На её реализацию в 2015 году из областного бюджета выделено 655 миллионов рублей. Из них 645 млн.руб. – на подпрограмму газификации и 10 млн.руб. – собственно на энергосбережение. Финансирования из федеральных источников на этот год не предусмотрено.
Председатель комиссии Василий Музалев считает, что необходимо распределить основные мероприятия программы по районам области:
– Надо конкретизировать программу: что планируется сделать в Асино? Что в Первомайском районе? Вот вы год отработали по программе в Верхнекетском районе. Каков эффект от её внедрения? Что мы от этого имеем? Какая там экономия по энергетике? По использованию ресурсов?
Коллегу поддержал депутат Александр Френовский:
– Есть конкретная ситуация. Город Колпашево перевели на газ. Построили массу котельных. А население как платило много при угольных котельных, так и платит много уже при газовых. Мы ведь людям говорили, что платить будут меньше. Теперь нам говорят: чего ж вы нас обманывали-то? А мы теряем на сетях столько, что экономии никакой нет.
– У вас громадная по объемам программа, – продолжил тему Василий Музалев. – Надо её детализировать. Вот по Колпашево, к примеру, нужны такие-то дополнительные средства, чтобы снизить теплопотери на сетях. Если их выделят, вот такой эффект это будет иметь для людей. Абстрактные целевые показатели нужно перевести в цифры. Надо опуститься на землю.
Другой вопрос касался мер, стимулирующих частный бизнес развивать проекты по повышению энергоэффективности. Докладчик пояснил, что для получения федерального финансирования на такие меры необходимо в областном бюджете заложить не меньше 70 миллионов рублей. Член комиссии, профессор ТГУ Александр Адам поинтересовался развитием направления «энергетика будущего»:
– Будут ли реализовываться на территории области проекты гелио- и ветровой энергетики? И появятся ли у нас биогазовые станции?
Артем Дроздов ответил, что по расчетам специалистов только два проекта в Томской области могут быть реализованы с эффективными результатами: одна солнечно-дизельная и одна ветро-дизельная станции. Но обе они могут быть построены только с привлечением частных инвестиций. А первую биогазовую станцию в департаменте скоро рассчитывают запустить в экспериментальном режиме, чтобы в течение года оценить технологические параметры ее использования. Если проект будет реализован, то она станет единственной на данный момент биогазовой станцией, функционирующей в условиях сибирского климата.
Василий Музалев напомнил еще об одном нестандартном технологическом решении, реализованном в Томской области:
– Наш коллега депутат Николай Вяткин открыл первую в Западной Сибири мини-гидроэлектростанцию, вырабатывающую электроэнергию из сточных вод. Проектом уже заинтересовались соседние регионы: Алтай, Новосибирск, даже из Минэнерго был запрос. Проект построен на деньги частного инвестора. Это тоже интересное направление.
«Второе чтение» программы повышения энергоэффективности, доработанной с учетом предложений депутатов, запланировали на осень этого года.