К юбилею Великой Победы: Думать о живых...
Вспоминая о том, какой осталась Великая Отечественная война в семейной истории, председатель парламентского комитета по законодательству Дмитрий Лаптев признается, что если у него получится хоть немного быть похожим на своего дедушку, будет считать, что свою жизнь проживает не зря.
— Я думаю в семье каждого жителя нашей страны есть повод для гордости. Лично у меня — это мой дед — Лаптев Иннокентий Прокопьевич и моя бабушка — Лаптева Мария Васильевна. Мой дедушка — заслуженный деятель науки РСФСР, доктор биологических наук, профессор, основатель Томской школы экологии, заслуженный ветеран ТГУ. Он начал свой трудовой путь в 1936 году, пришел в томский государственный университет ассистентом на кафедру ихтиологии, затем стал заместителем декана естественного факультета. Уже осенью 1941 года в октябре был призван в ряды Красной армии.
— Он был направлен на Дальний Восток, где формировалась 413-ая стрелковая дивизия. Свой путь на фронтах Великой Отечественной войны он начал в составе именно этого подразделения. Участвовал в ожесточенных боях, был в самом пекле в боях за оборону Москвы. У деда был цепкий аналитический ум, хорошее знание природы. Он сам из крестьянской семьи, все свое детство провел на природе, занимался охотой, рыбалкой, очень хорошо ориентировался на местности. И вот все эти навыки помогли ему быстро подняться по службе: от помощника до начальника оперативного отделения штаба 413-ой стрелковой дивизии. Занимался организацией управления боем. В составе войск Красной армии от Москвы через Калужскую область двигался по белорусскому направлению, затем Польша, Варшава. Победу встречал уже в Германии.
— Совсем недавно я узнал трогательный факт, что дед после войны сохранял переписку с учениками освобожденной им школы, которая находится в Жидринском районе Калужской области. В своих письмах он рассказывает ребятам о том, как непросто было освобождать их населенные пункты, как они по очереди переходили то к «нашим», то к немцам. В деталях описывает боевые действия. Это вызывает чувство гордости во мне и моем сыне, которому сейчас 8 лет. Я общаюсь с руководителем музея этой школы, и знаю, что в их экспозиции есть уголок, посвященный Лаптеву Иннокентию Прокопьевичу. Поговорив с сыном, мы приняли решение передать в этот музей трофейный немецкий фотоаппарат моего деда, который долгие годы был нашей семейной ценностью.
— Я не знаю смог бы мой дедушка добиться выдающихся достижений в науке, в общественной жизни, если бы рядом с ним не было такой прекрасной женщины как моя бабушка. Она прошла с ним вместе всю войну, а впоследствии помогала ему в научной работе, была с ним рядом. После окончания ВОВ мой дедушка еще год продолжал служить в рядах Красной армии, занимался обобщением военной стратегии и тактики. Потом вернулся в Томск, продолжил работу в ТГУ. Являлся основателем томской школы экологии. Его курсы по охране природы, судя по воспоминаниям, вызывали неподдельный интерес у студентов и заставляли с особым трепетом воспринимать судьбу живой природы.
— Мне запало в душу одно воспоминание деда, напечатанное в газете за 1985 год. «Напряженный бой не прекращался ни днем, ни ночью. Удерживаемая нами площадка леса стала настолько маленькой, что простреливалась огнем пулеметов. Под прикрытием деревьев сгрудились конные обозы, переполненные тяжелоранеными. С одной из телег послышался слабый голос: «Товарищ, а товарищ». Я наклонился над раненым, ожидая какой-нибудь просьбы. Из-под шинели высунулась худая, бледная рука с зажатым в ней кисетом, с остатками махорки. «Вот. На! Возьми. Тебе пригодится, а мне уже не потребуется». В замутненных болью глазах светилась внутренняя теплота. К горлу моему подкатил комок. Дрогнувшей рукой я взял кисет, срывающимся голосом произнес слова благодарности. Что значили эти слова по сравнению с силой души неизвестного солдата, в преддверии своей смерти, думающего о живых...».
— Я думаю, что этим все сказано. И если у меня получится хоть немного быть похожим на моего дедушку, я буду считать, что свою жизнь проживаю не зря. Все эти воспоминания, письма мы бережно храним в нашей семье. Для меня ценить память о Великой Победе — это значит сегодня жить в соответствии с теми идеалами, ради которых наши предки освободили нашу Родину, отдали свои жизни и сохранили для нас мирное небо над головой.