Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Сегодня в рамках спецпроекта «Женское лицо войны», посвященного 75-летию Великой Победы, о фронтовых годах вспоминает Мария Андреевна Мируц. В окружении ей довелось побывать еще в октябре 1941-го составе томской 166-й стрелковой дивизии. Она была среди тех, кто вырвался из кольца и вернулся в строй. Военную службу закончила только в 1946-м.

Мария Андреевна Мируц родилась 27 декабря 1913 года в Гродно. В 24 года окончила Томский медицинский институт. С 1938 по 1941 годы работала старшим врачом в санчасти трудовой колонии № 2 в Томске.

На фронте была с 27 июня 1941 года в 215-ом медицинском батальоне 166-ой стрелковой дивизии в качестве врача-ординатора. С 15-го июля уже была на передовой. В октябре 1941-го вместе с частью попала в окружение, после выхода него из продолжала воевать на Западном фронте.

С мая 1943 года в 268-ом медицинском батальоне 250-ой стрелковой дивизии в 3-ей армии она уже работала в качестве хирурга. О событиях и переживаниях тех дней Мария Андреевна поделилась в своих воспоминаниях:

«Был месяц май. Шла очень интенсивная подготовка и большому наступлению. Это была Орловско-Курская битва. Мы проводили работу в полках и в медсанбате, готовились. И вот началось. Была такая сильная и длительная подготовка артиллерии, что все было в движении. Наша дивизия пошла в наступление. В это время мы уже были готовы продвигаться вперед за дивизией. Быть по возможности ближе к бою, чтобы как можно быстрее оказывать помощь от момента ранения. Нам было указано место, где было предусмотрено все и маскировка, и подъездные пути. Развернули сортировочную, куда поступали все раненые. Из нее распределяли срочные, со жгутами, сразу в операционную, шоковые — в шоковую палату, легко раненые – в госпиталя через эвакоотделение. В госпитальный взвод направляли раненых в живот, в грудь и с большими ампутациями. Здесь все получали необходимый уход и лечение. Их просто выхаживали, чтобы можно было эвакуировать дальше. Эвакуация согласовывалась с хирургом».

С сентября 1943 по конец войны она была командиром госпитального взвода:

«В сентябре, после выбывшего командира госпитального взвода, я была назначена на эту должность, где и проработала до конца войны…было всем трудно, но женщинам особенно. В условиях же когда фронт неудержимо шел вперед, а из тыла, угрожали вырвавшиеся из «котла» и блуждающие группы фашистов, трудности и опасность для наших мелких групп, оставшихся с ранеными, возрастали. От сестер я не слышала жалоб и не сталкивалась с невыполнением назначений, а ведь иногда приходилось приказывать. Всегда, где бы я не работала после войны в нашей системе, я приводила их в пример, как нужно работать».

После Минска, Остроленки был курс на Восточную Пруссию. После боев за Мельзак дивизия Марии Мируц участвовала в ликвидации группы войск противника в районе Пиллау. Войну дивизия закончила на Эльбе. Сначала военные жили в Гентине, а затем переехали в белорусский Борисов. Медсанбат был расформирован, и молодых врачей назначили в полки. Мария Мируц проработала в 918 стрелковом полку до конца июня 1946 года, до расформирования дивизии.

Мария Андреевна закончила войну со званием капитана медицинской службы.

После демобилизации в 1946 году работала врачом санитарной части хозяйственного отдела УМВД по Томской области. С 1951 года — врачом санчасти тюрьмы № 1. С 1960 по 1969 годы — врачом-педиатром поликлиники медслужбы ХОЗО УВД. На пенсию ушла в звании майора медицинской службы. Скончалась в 1994 году.

Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: