Выступление Оксаны Козловской на 46 собрании Законодательной Думы Томской области (29.10.2015)
- Повестка
- Протокол
- Стенограмма
- Выступление председателя
- Аннотированная повестка
- Информационный бюллетень № 8 (174) октябрь 2015 г.
- Мониторинг законодательства № 10 (133) октябрь 2015
- Обзор публикаций и дискуссий на популярных городских порталах Томска (октябрь 2015 г.)
- Законодательная Дума Томской области в средствах массовой информации (22 сентября – 28 октября 2015 г.)
Уважаемые коллеги!
Уважаемые приглашенные!
Минувший месяц был насыщен масштабными политическими и экономическими событиями в мире.
В сентябре Президент России, выступая на юбилейной сессии Генеральной ассамблеи ООН, призвал мировое сообщество к созданию широкой международной антитеррористической коалиции с участием исламских государств. А чуть позже президент Сирии – Башар Асад обратился к руководству нашей страны, что и стало основанием для начала российской воздушной операции против исламистской организации «ИГИЛ».
В октябре прошла встреча «нормандской четверки», итогом которой стало сохраняющееся до сих пор перемирие сторон украинского конфликта.
Все эти темы активно обсуждаются мировым сообществом и во многом определяют политический и экономический климат на планете. И очень важно, что среди полярных оценок российских инициатив все чаще звучат заявления о конструктивной роли России в борьбе с новыми глобальными вызовами.
И один из них – изменившаяся ситуация в мировой экономике.
Впервые с 2008 года, объем глобальной торговли сократился более чем на 8.0 %, а мировой ВВП – почти на 3.5 %. И быстрого выхода из сложившейся неустойчивой ситуации – эксперты пока не предлагают.
Эти оценки крайне важны для всех стран мира при выборе долгосрочной модели развития. Россия – не исключение.
Что и как надо менять? Какие реформы нужны и сколько времени на них потребуется? С поиска ответа на эти вопросы в Правительстве началось обсуждение Стратегии развития России до 2030 года. Впервые в отечественной истории Стратегия страны будет опираться не только на реалии сегодняшние, но и на будущие технологические изменения.
С учетом этого идет обсуждение приоритетов социально-экономического развития и параметров федерального бюджета на 2016-й год.
Главный итог всех дискуссий таков:
• Стратегическая цель развития России остается неизменной – войти в группу стран с наиболее высоким уровнем благосостояния.
• Отечественная экономика, в целом, адаптировалась к нынешним реалиям и в ближайшее время можно ожидать начала ее роста.
• Ключевая задача – обеспечить новое качество роста и не допустить серьезного снижения уровня жизни людей.
По мнению Председателя Правительства это возможно лишь с помощью привлечения в экономику частных инвестиций, направленных на поддержку реального спроса. А задать «инвестиционную повестку» экономике – призван бюджет.
Проект закона о бюджете РФ на 2016-й год уже внесен в Государственную Думу. Главная особенность его в том, что федеральный бюджет принимается на один год. Причина понятна – высокая волатильность на финансовых и сырьевых рынках.
Премьер назвал бюджет «жестким, но адекватным».
В его основе – три принципа:
• обеспечение долгосрочной стабильности и устойчивости бюджетной системы,
• выполнение социальных обязательств и помощь реальному сектору в дальнейшей адаптации к работе в современных условиях.
• курс на технологическую модернизацию, развитие инфраструктуры и реализация программ импортозамещения.
Бюджет-2016 сформирован на прогнозной цене нефти – 50 долларов за баррель и курсе доллара в 63.0 рубля.
По мнению Минэкономразвития, наметившаяся стабилизация может быть неустойчивой из-за долгосрочного прогноза низкой цены на нефть и сохранения санкций. И нам предстоит руководствоваться этим подходом.
Хочу обратить внимание еще на одну федеральную инициативу – переход системы мер социальной поддержки на принципы адресности и критерии нуждаемости. При этом федеральный центр определение критериев «нуждаемости» предлагается передать регионам.
Кстати, самыми дорогими в Томской области являются льготы и субсидии на ЖКУ (общая стоимость всех областных законов на эти цели в 2016г. – 2.2 млрд.руб. или 35 % от расходов на соцподдержку населения).
Вопрос адресности – комплексный, затратный, касается десятков тысяч наших земляков. И нам совместно с областной Администрацией, Общественной палатой, Советом муниципальных образований предстоит еще найти решение этих непростых вопросов.
Уважаемые коллеги!
Сегодня и мы вплотную приступаем к обсуждению главного финансового документа Томской области – закона о бюджете на 2016 – 2018-й годы. От имени Думы хочу поблагодарить Губернатора и его команду за полное соблюдение действующей процедуры разработки и внесения проекта бюджета и по срокам и по горизонту планирования – на три года.
Несмотря на меняющиеся условия на мировых и внутренних рынках, сохраняется ряд позитивных тенденций в развитии экономики региона:
• ускорение роста обрабатывающих производств и сельского хозяйства;
• пусть небольшой, но рост реальных денежных доходов населения и объема вкладов на счетах граждан в коммерческих банках (превысили 100.0 млрд.руб.);
• наметившееся сокращение доли убыточных предприятий и уровня регистрируемой безработицы.
Эти тенденции положены в основу для прогноза доходов областного бюджета на ближайшие три года.
Важно, что бюджет сохраняет программно-целевой подход, включая 23 областные государственные программы с общим объемом финансирования в 2016 году – свыше 78.0 млрд. рублей. При этом доля частных инвестиций – достигает 20 %. И нам еще предстоит научиться не только ее наращивать, но и использовать с максимальной отдачей для инвесторов и эффективностью для бюджета.
Особенности трехлетнего бюджета и в том, что практически все основные расходы увеличены (по номиналу) по отношению к предыдущему году:
• На финансирование образования и здравоохранения направлено более 24.0 миллиардов рублей;
• Еще почти 8.0 млрд.руб. предусмотрено – на социальную защиту и поддержку семей с детьми;
• При этом из каждых 100 рублей консолидированного бюджета (без учета индексации, но с резервом) почти 40 рублей идет на оплату труда врачей, учителей, воспитателей детских садиков, ветеринаров и других работников бюджетной сферы;
• Еще 40 % расходов областного бюджета (а это более 20.0 млрд.руб.) составит финансовая помощь муниципальным образованиям;
• В объекты коммунальной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры планируется вложить 2.5 млрд.руб. бюджетных инвестиций;
• Почти 17 % расходов бюджета – пойдет на поддержку реального сектора экономики, включая 1.6 млрд.руб. – на развитие сельхозпроизводства.
Главное, что при всех внешних и внутренних рисках, областной бюджет позволяет сохранить социальную стабильность и стимулировать инвестиционную привлекательность экономики.
И, хотя часть вопросов по проекту бюджета мы уже обсудили в ходе «нулевых чтений» совместно с Губернатором, но проблем остается еще немало. Их предстоит решить в ходе согласительной комиссии, которую мы сегодня создадим.
Уважаемые депутаты!
В этих условиях нужна командная работа исполнительной и законодательной власти. Думаю, что такая система у нас сложилась. К примеру, проект по ремонту и модернизации сети Капов, программу «Сельский фельдшер» – можно смело считать нашей общей заслугой. Как и совместную работу по развитию онкологической помощи.
И еще. Очевидно, что только за счет бюджетных средств, все проблемы – не решить. Не случайно, в реализации госпрограмм участвует бизнес. Но у нас есть и опыт участия жителей области в решении насущных местных вопросов (через механизм «самообложения»). По данным Минфина такой опыт есть и в других регионах. Только за два года в 8-ми регионах РФ профинансировано 300 проектов на 500 млн. рублей. Среди них: дороги, объекты водоснабжения, дома культуры. Предлагаю и нам совместно с Администрацией изучить лучшие региональные практики привлечения средств граждан с помощью т.н. «инициативного бюджетирования».
Несколько слов о других вопросах повестки дня.
1. Вместе с законом об областном бюджете на три года, мы рассмотрим и проект бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. Кстати, платеж за неработающее население из областного бюджета в следующем году достигнет 5.7 млрд.руб. Общее мнение депутатов, что в ходе согласительной комиссии здесь надо обратить внимание на обеспеченность жителей области лекарственными средствами, а первичное звено – кадрами участковых терапевтов и сельских фельдшеров. Многое уже удалось сделать в этих направлениях и важно – сохранить достигнутое.
2. В социальном пакете – 7 законов. Обращаю внимание на два из них:
• Закон о социальных доплатах неработающим пенсионерам до прожиточного минимума в 2016г. коснется уже 20.0 тыс. человек (против 16.0 тыс. в т.г.)! Цена вопроса – превысит 250, 0 млн.руб. из федерального бюджета.
• Поправки в закон о капитальном ремонте новых многоквартирных домов. После бурных дискуссий мы с администрацией приняли согласованное решение и устанавливаем 5-летние каникулы для жильцов по оплате взносов.
3. Предлагаются поправки и в пакет налоговых законов. Их – три. Все они направлены на поддержку предпринимательства и самозанятость людей.
• Патентная систем налогообложения дополнена 16-тью видами деятельности.
• Налоговые каникулы распространены на впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную и упрощенную системы налогообложения, в сфере бытовых услуг.
• А в приоритетных отраслях (их 7) для тех индивидуальных предпринимателей, кто выбрал систему «доходы», ставка налога снижена с 6 % до 4.5 %.
4. В рамках «Часа Губернатора» Администрация представит информацию о реализации взаимодействия с Госкорпорацией «Росатом» по вопросам развития ЗАТО Северск и созданию «Территории опережающего развития». Отмечу, что только за последние два года объем инвестиций «Росатома» в Томскую область превысит пять миллиардов рублей.
5. И, наконец, традиционный пакет законов об изменениях областного бюджета и бюджета Фонда ОМС на общую сумму 800 млн.руб. за счет дополнительных федеральных средств.
Повестка – очень напряженная, всего – 54 вопроса.
Предлагаю зарегистрироваться и начать работу.