Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Уважаемый Сергей Анатольевич! Уважаемые коллеги! Пожалуй, главным событием июня стала «Прямая линия с Президентом России». Продолжалась она более четырех часов, в его адрес поступило более двух миллионов обращений. Среди них – немало вопросов связанных с работой региональных и местных органов власти, но большинство – касаются социальной проблематики, качества и доступности социальных услуг.

Надо признать, что это – общемировая тенденция.

Практически все развитые страны мира в течение последних лет проводят различные по глубине и содержанию социальные реформы. И это – не случайно. По оценкам экспертов, если ничего не менять, то уже в ближайшие десять лет рост рождаемости и продолжительности жизни на планете приведут к кратному повышению социальной нагрузки на государства и работающих граждан. А, значит, к снижению уровня и качества жизни людей.

Пока универсальных решений этой проблемы в мире – нет, каждое государство идет своим путем.

Глубокая модернизация управления социальной сферой идет и в России. Ее основная цель – переход части функций государства к частным организациям и повышение качества и доступности социальных услуг. При этом вектор социальной политики сместился в сторону инноваций и эффективности во всех отраслях бюджетной сферы.

Кстати, не случайно Правительство России эти вопросы поручило координировать Министерствам экономики и финансов.

Согласитесь, для нас стали привычными онлайн – образование, запись к врачу по Интернету и электронная регистратура в больницах, центры коллективного доступа к мировым культурным ценностям в библиотеках, государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах. Конечно, такие технологии социальной работы доступнее и комфортнее для людей. Плюс – это уже не только расходы, но и доходы бюджета. В Томской области поступления в бюджет госпошлины от сети МФЦ за два года возросли более чем в 1.6 раз и достигли 106.0 млн. рублей.

На очереди – следующая задача – переход от отдельных инновационных проектов к системной работе. И, прежде всего, на это направлены существенные изменения федерального законодательства.

В 2015 году вступил в силу федеральный закон о социальном обслуживании граждан в РФ. На примере этого сегмента услуг Правительство поставило задачу довести долю участия негосударственных компаний к 2020 году – до 10 %, отменив для них налог на прибыль. Сегодня их доля составляет лишь 1.2 % в среднем по России, у нас – значительно меньше. Хотя, потенциально потребность в этих услугах очень высока и по оценкам экспертов составляет не менее трети населения страны.

В прошлом году, по Указу Президента, большинство регионов, включая Томскую область, создали Реестры негосударственных организаций для тех, кто готов стать полноправным участником рынка. Кстати, всего в стране таких организаций зарегистрировано более 140 тысяч. В Томской области – 1600 и каждая шестая – социально-ориентированная.

Правительство определило конкретный перечень из 29 наиболее востребованных людьми услуг. Среди них – дополнительное образование и социальная помощь пожилым гражданам и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации; семейное устройство детей; забота об их здоровье, паллиативная медицинская помощь, социальная реабилитация и другое.

Но, почему все-таки медленно идут изменения в социальной сфере?

С одной стороны, в госсекторе есть возможность оказывать платные услуги и за счет этих средств решать острые вопросы бюджетных организаций. Напомню, общий объем платных услуг бюджетных и автономных учреждений соцсферы Томской области превышает 2.5 млрд. рублей в год. При этом, низкие тарифы на услуги бюджетных отраслей, принятые на основе федеральных методик – не стимулируют развитие новых бизнесов (так, доставить продукты или лекарства на дом – стоит 70 руб., а протопить печь – 124 руб.).

С другой стороны, ответственность и риски при передаче бюджетных услуг в рынок, особенно на долгосрочной основе, пока – весьма велики, так как нет гарантии качества и надежности их исполнения. Да, и люди не очень к этому готовы. Лишь 8 % наших сограждан доверяют эти услуги НКО.

И, тем не менее, в стране есть интересный опыт участия негосударственного сектора в социальной сфере: в Башкирии, Пермском крае, Мурманской, Ульяновской областях. Через развитие сети автономных учреждений, гранты, сертификаты, субсидии некоммерческим организациям – комплексное применение этих форм поддержки. У нас – неплохо отработана практика создания социальной инфраструктуры на основе ГЧП. Это – детские сады, гемодиализный центр, центр для онкобольных детей, наркологические реабилитационные центры.

С 1 января этого года вступили в силу поправки к федеральному закону «О некоммерческих организациях», которые установили для них новый статус – исполнитель общественно полезных услуг. Организация может его получить, если не менее года оказывает услуги надлежащего качества. А это, в свою очередь, дает право на двухлетнюю субсидию из федерального бюджета.

Правда, сначала качество нужно подтвердить в профильном федеральном министерстве, а затем уже – претендовать на бюджетное финансирование.

Пока в едином Реестре Минюста таких организаций зарегистрировано только – 7, причем региональных – нет вообще. Регионы предлагают передать полномочия по определению качества услуг и отбора таких организаций – субъектам РФ. Надеюсь, что это решение будет принято уже в этом году. А вот, готовы ли мы к этой работе?

Предлагаю на примере нескольких томских НКО подготовить необходимые документы и пройти процедуру включения в Реестр. Думаю, что такие организации – первопроходцы у нас есть. Ведь, победителями последнего конкурса НКО на получение субсидий из областного бюджета стали 23 организации. Одна из них – специализируется на консультационном и образовательном сопровождении НКО, в том числе, для получения грантов.

Другой очень важный вопрос. В России все больше становится социальных предпринимателей. Но, на законодательном уровне определения социального предпринимательства пока нет. Может быть, по этой причине не все инвесторы всерьез воспринимают энтузиастов, которые создают частные детские сады, сервисы сурдоперевода, нейрогимнастику для аутистов. Их чаще всего относят к благотворительным организациям, хотя за этим стоят реальные проекты.

Социальное предпринимательство – такое инновационное явление, которое сочетает социальную направленность и рыночные подходы. А, значит, должно быть доходным!

Министерством экономики уже подготовлен проект федерального закона, который закрепляет понятие «социальное предпринимательство», формы государственной поддержки и выделяет его, как отдельную приоритетную область деятельности малого и среднего бизнеса.

По мнению Агентства стратегических инициатив, за такими компаниями – будущее. Для них в регионах создаются Центры инноваций социальной сферы (всего их в стране – 18, в т.ч. в Новосибирской области), университетские центры социального развития (как в Татарстане) или Парк социогуманитарных технологий, как в нашем классическом университете.

Ведь, не зря в мире социальные инновации снискали себе звание – «меняющие жизнь».

Президент России поддержал идею Агентства стратегических инициатив и уже в ближайшее время появится федеральный Фонд поддержки социального предпринимательства. Его главная роль – венчурное финансирование социальных инициатив, тиражирование лучших практик, образовательных программ, подготовка тьюторов. Есть заказ на продукцию и услуги социальных предпринимателей и у крупного российского бизнеса.

Уважаемые депутаты!

Предлагаю и нам совместно с Администрацией изучить лучшие региональные практики развития социального предпринимательства, прежде всего, на законодательном уровне. Оценить то, что уже сделано, понять проблемы. И в рамках парламентских слушаний совместно с бизнесом обсудить – что нужно сделать для ускорения прихода негосударственных организаций в социальную сферу региона. В том числе, по совершенствованию регионального и федерального правового поля.

Теперь о повестке собрания.

Мы рассмотрим 41 вопрос.

1. Традиционно на июньском заседании – пакет отчетов об исполнении бюджета за предыдущий год, включая бюджет Фонда медицинского страхования и вопросы управления государственным имуществом.

Отмечу лишь, что в непростой экономической ситуации нам удалось на 12 % увеличить доходную часть бюджета. Не сократить социальные обязательства, выполнить показатели «дорожных карт» по оплате труда бюджетников и продолжить развитие региона.

2. Традиционные поправки в областной бюджет 2017 года увеличивают расходы почти на 360.0 млн. рублей. Эти деньги федерального бюджета пойдут на обработку лесов и уничтожение очагов сибирского шелкопряда в районах области.

3. Почти на 980.0 млн. рублей увеличиваются расходы Фонда ОМС в этом году (из них 570.0 млн.руб. – средства областного бюджета). Деньги пойдут, в том числе, на дополнительное финансирование высокотехнологичной медицинской помощи, межрегиональные расчеты по лечению томичей в других субъектах и наоборот (жителей разных субъектов – в томских больницах), на продолжение программы «Земский доктор». А, главное, на выполнение обязательств по «дорожным картам».

4. По инициативе Сергея Анатольевича Жвачкина рассмотрим два новых закона – о доступности и финансировании пассажирских авиарейсов Томск – Стрежевой, что позволит сократить стоимость билета для молодежи и пожилых людей до пяти тысяч рублей и решить одну из наиболее острых проблем северных территорий.

5. А по инициативе Думы города Томска поправки в Административный Кодекс области снимут ограничения при ремонте дорог и вывозе снега в ночное время, что архиважно в условиях нашего короткого лета и снежной зимы. Кстати, по этому поводу было немало обращений к депутатам жителей города Томска.

6. В «Часе Губернатора» – заслушаем информацию Администрации о ходе реализации двух программ: «Чистая вода» и «Комфортная городская среда». Напомню, что обе программы приняты по наказам избирателей.

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы завершаем весеннюю сессию. По предварительным итогам менее, чем за полгода, мы с Вами приняли 360 новых правовых актов. В их числе: 86 областных законов и 150 федеральных инициатив, на которые мы направили заключения в Федеральное Собрание России.

Хочу поблагодарить Губернатора Томской области, Администрацию за плодотворное и конструктивное сотрудничество. А депутатский корпус – за слаженную и эффективную работу в комитетах, комиссиях и, конечно, на своих округах – с избирателями.

Важно, чтобы и в дальнейшем, наша совместная работа с исполнительной властью, научным и бизнес-сообществом, муниципальными образованиями и общественными институтами строилась в рамках стратегических приоритетов развития области в интересах наших земляков.

Спасибо всем! Переходим к повестке дня.

Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: