Масштаб шрифта
Цвет
Изображения
100 дней работы нового состава Законодательной Думы Томской области промелькнули незаметно. Что же заметного удалось сделать за этот, в принципе, немалый срок? О решениях, принятых и планируемых новым депутатским корпусом, о проблемах, с которыми обращаются стрежевчане и александровцы – об этом интервью с депутатом от томского Севера Игорем Николаевичем Чернышёвым.

– Игорь Николаевич, как Вы оценивает стартовый период работы народных избранников нового созыва?

– О результатах выборов в цифрах и персоналиях уже давно сказано. На выборах в Государственную Думу мы активно поддержали список партии «Единой России» и мажоритарного кандидата от этой же партии. В результате, при помощи наших голосов в Государственную Думу от Томской области прошли два врача (Ирина Дмитриевна Евтушенко и Татьяна Васильевна Соломатина) и представитель «ЛДПР» (Алексей Николаевич Диденко), за которого отдали голоса томичи и северчане. Время покажет правильность нашего выбора, но уже сейчас настораживает, что их профессионализм оказался не столь востребованным в Государственной Думе. Они не все работают в профильных комитетах. Не устаю периодически напоминать, за решение каких задач мы голосовали, имея в виду профессиональную принадлежность наших избранников.

Теперь относительно регионального парламента. В этом созыве заметно укрепили свои позиции представители «Единой России» и «ЛДПР», потеснив «КПРФ». У «Справедливой России» было три человека в Законодательном собрании, стало два. В целом состав Думы сменился почти на треть. Каждый шестой депутат – профессор. Депутатские значки получили ректоры трёх томских вузов.

Что касается севера области, то спустя 15 лет на региональном уровне интересы его жителей снова представляют два депутата. И это большой плюс. Еще раз благодарю каждого, кто поддержал меня лично и прислушался на многочисленных встречах к призывам поддержать партию власти. Надеюсь, что «Единая Россия» оправдает тот кредит доверия, который она получила от стрежевчан и александровцев на выборах!

– Чем обусловлено вхождение экс-сенатора И.Н. Чернышёва, доселе «специализирующегося» по социальным вопросам, в состав нового для томского парламента комитета – по строительству, инфраструктуре и природопользованию? Учитывая вышеупомянутый Вами критерий профессиональной принадлежности?

– Не скрою, была надежда, что мой опыт профессионального политика будет востребован и в Думе шестого созыва. Но у сегодняшнего руководства региона иное мнение. Сбылась мечта одного из моих соперников на выборах: профессионалам не место в политике. К сожалению, «потеря комитета» для северян уже принесла свои негативные плоды. Отразилась на принятом 24 ноября пакете «социальных» законов. В предложенной редакции не учтены особенности Томского севера не в пенсионном возрасте, не в прожиточном минимуме. Моё активное оппонирование Администрации Томской области не дало положительного для нас результата. Ситуация осложнилось отсутствием на Думе Олега Евгеньевича Коковина, заочно проголосовавшего за предложение исполнительной власти, который, видимо, не вник в суть ряда вопросов.

Действительно, в Думе четвёртого и пятого созывов, я работал в составе комитета по труду и социальной политике, возглавляя его. Учитывая важность социальной составляющей в жизни каждого из нас, было бы логично вновь работать в этом комитете. Напомню, решению данных проблем я посвятил в общей сложности более 9 лет: 5 лет в Законодательной Думе и 4 года в Совете Федерации, где тоже занимался социальными вопросами.

Почему вошел в состав нового комитета? Прошедшая кампания по выборам в областную Думу подтвердила, что стрежевчан и александровцев в значительной степени волнуют даже не социальные вопросы, за исключением качества здравоохранения, а тема транспортной доступности, развития инфраструктуры населенных пунктов, уровень их благоустройства, вопросы связи и качества воды, строительства жилья и капитального ремонта.

– Не секрет, что благополучие города, да и района во многом зависели и зависят от согласованности действий власть имущих. В данном случае – наших депутатов в региональном парламенте, представителей органов местного самоуправления и… руководства градообразующего предприятия «Томскнефть». Ведь мы же знаем, кто «заказывает музыку».

– Перед органами власти – местными и областными – всегда стоят общие цели. Достигать их значительно сложнее, если нет внятной и предсказуемой позиции руководства крупных предприятий по перспективам развития территории, где они осуществляют свою деятельность.

К сожалению, всё больше оснований считать «историей», а не «сегодняшним днём» высокую социальную ответственность ОАО «Томскнефть» ВНК по отношению к городу, району и «сервисным» предприятиям Стрежевого. В юбилейный год не грех и напомнить, ради решения чьих высоких производственных задач сюда 50 лет назад устремились потоки молодых и сильных людей со всей страны, бросив насиженные поколениями места. Ради какого предприятия? Людей заманили зарплатами, достойным «социальным пакетом» и, конечно же, человеческими отношениями. А проводимая ныне политика генерального директора «Томскнефти» Сергея Адольфовича Анжигура не может ни настораживать.

За последнее время только на территории города Стрежевого было юридически ликвидировано более тысячи рабочих мест. Фактически они сохранились. Нет, это не «тотальный уход в тень», а замена местных предприятий нефтяного сервиса на иногородних подрядчиков. Нередко – на «кота в мешке», в результате проведения тендеров, аукционов и конкурсов.

Известны случаи, когда тендерные процедуры проводились с нарушением оговоренных договорами сроков. Организационно-правовая форма собственности при проведении конкурсов на оказание сервисных услуг далеко не всегда была обязательной. Процесс самого тендера и подведение его итогов порой вызывали много вопросов у его участников.

К сожалению, в последние годы эти явления стали особенно очевидными. Приход новых, иногородних, компаний при поддержке руководства «Томскнефти» уже приводит к негативным последствиям.

С учётом моноэкономики города Стрежевого, то есть реального отсутствия альтернативных рабочих мест, люди вынуждены трудиться на прежнем рабочем месте, но у работодателя с новой пропиской, и совершено на иных условиях: финансовых, социальных, корпоративных.

Ссылаясь на экономическую целесообразность, новый работодатель увеличивает продолжительность вахты с 15 дней до месяца и более, ликвидирует льготный проезд, как избыточное условие в коллективном договоре. Нередко этого документа просто нет, а если и существует, то в усеченном варианте, без учета климатических особенностей труда. Более того, работодатель внедряет довольно жесткие условия депремирования новых «старых» работников, прилагает максимум усилий для перехода к серым заработным платам с целью «возврата инвестиций», вложенных при вхождении на местный рынок. Я уже не говорю о потерях, которые несут местные бюджеты города и района в виде недополученных налогов.

Безусловно, в настоящее время есть чёткие критерии эффективной работы той же «Томскнефти», как, например, себестоимость добытой нефти, объём добычи или стоимость барреля нефти. Однако есть и дополнительные критерии. Если хотите, те самые традиции. Это и устойчивость, и надёжность работы сервисных предприятий, иных городских организаций, «заточенных» на всю «нефтянку» в регионе. Это и психологический климат в трудовых коллективах. Это даже и стоимость жилья в Стрежевом.

– Тема ухудшающегося положения местного нефтяного сервиса периодически поднимается в течение уже лет 10. А воз и ныне там. Что же может предложить власть на данном этапе?

– Уверен, что каждый прекрасно понимает: один только нефтяник не сможет добыть баррель нефти, так как всегда рядом с ним есть те, кто его кормит. Отвозит его на куст. Наводит лоск в общежитии вахтового посёлка. Лечит и учит детей нефтяников. Обеспечивает правопорядок и тепло в городе.

Считаю, что недопустимо в угоду сиюминутной и довольно сомнительной экономии ставить под сомнение устойчивость и надёжность работы нефтегазовой отрасли региона в целом, от которой зависит не только социальное и экономическое благополучие жителей Томской области, но даже, если хотите, и обороноспособность страны.

Именно поэтому на одном из собраний Законодательной Думы Томской области я выступил с предложением о создании комиссии с целью анализа и оценки перспектив развития нефтегазовой отрасли в Томской области и будущему тех территорий, где свою деятельность осуществляет ОАО Томскнефть ВНК.

– Давайте подытожим. За первые 100 дней работы нового состава Думы Томской области, какие решения, на Ваш взгляд, являются важными?

– Во-первых, бюджет 2017 года. В адрес областной администрации мной направлены предложения, составленные по итогам обращений стрежевчан и александровцев. Среди них субсидирование авиационного сообщения Стрежевой-Томск. Далее создание дополнительных стимулов для врачей и медицинских сестёр с целью преодоления катастрофического кадрового дефицита в системе здравоохранения. Плюс компенсация расходов многодетных семей на дополнительное образование детей, в том числе и спортивное, а также расходов на «сбор» в школу на основе норматива. Обеспечение жителей отдаленных населенных пунктов Томской области качественной питьевой водой, связью и обустройство, содержание зимней автомобильной дороги «Александровское-Каргасок».

Во-вторых, это принятые изменения в законы, которые напрямую касаются северян. К сожалению, мои доводы и аргументы не были услышаны и поддержаны коллегами-депутатами из фракции «Единой России». В то же время меня поддержали, так называемые оппозиционные партии – «ЛДПР», «КПРФ» и «Справедливая Россия».

Например, это изменения в региональный закон «О ветеранах труда Томской области». Они касаются как присвоения звания, так и ежемесячной выплаты. В частности, одним из условий присвоения звания теперь становится наличие поощрений за заслуги в труде и продолжительная работа. А право на получение выплаты в размере 500 рублей останется только за неработающими ветеранами. На сегодня в регионе проживают более 50 тысяч ветеранов труда Томской области. Из них ежемесячную выплату получают 47 тысяч человек. При этом треть продолжает работать. Но здесь есть одно важное «но»: стрежевчане и александровцы уходят на пенсию раньше, чем в Томске или в Асино. Таким образом, считаю, что эти изменения в большей степени ухудшили именно права северян.

К сожалению, и другие социальные законы приняты без учёта прожиточного минимума жителей севера области. При этом никто из представителей областной власти не смог аргументированно мне ответить на вопрос, почему. У меня складывается впечатление, что региональная власть, несмотря на то, что губернатор – бывший стрежевчанин, не хочет считать Томский север своим севером и, соответственно, делиться с ним, как с родным, по справедливости.

Однако самый болезненный вопрос, который касается каждой семьи, имеющей детей-детсадников – это позиция областной администрации, большинства депутатов областной Думы по резкому уменьшению числа получающих компенсационные выплаты. Аргумент моих оппонентов таков: власть построила детские сады в области на сумму более 1.5 млрд. рублей и теперь нужно убрать компенсацию!

Безусловно, адресность бюджетной помощи должна быть, но нельзя зарплату, например, топ-менеджера «Томскнефти» и зарплату учителя или медсестры включать в одну группу доходов. На федеральном уровне активно декларируется поддержка семьи, и она в той или иной степени оказывается, но лишать подобных выплат большинство молодых семей, считаю кощунством. А каково будет многодетным семьям, где отец работает в той же «нефтянке» и получает 50-60 тысяч рублей. Не оставят ли родители своих детей дома по причине дороговизны детского сада? Или вернутся к официальной бедности через зарплату в конвертах, пока дети ходят в детский сад? Кто-нибудь из областной власти просчитал последствия данных изменений? И заметьте, все жалобы и претензии будут обращены к местной власти, так как она всегда ближе!

Считаю, что при принятии данного решения необходимо было руководствоваться поэтапным внедрением. Как в случае с транспортным налогом, который остаётся в области и до недавнего времени был самым низким в Сибири.

Что делать? Восстанавливать утраченные северянами позиции через внесение соответствующих законопроектов и руководствоваться принципом «дорогу осилит идущий». Так, мной уже внесён проект постановления по изменению регламента областной Думы. Согласно ему, например, депутат не сможет передавать свой голос другому. Депутат обязан присутствовать на Думе. А самое главное – любой законопроект на одном собрании может рассматриваться только в одном чтении, а не в двух, как сегодня. Как дополнительный бонус – избиратели видели бы итоги голосования своих избранников.

Убеждён, что существующая практика, при которой более 50 % законопроектов принимаются без широкого обсуждения, не способствует качеству принимаемых законов, приводит к многочисленным изменениям и дополнениям в процессе их исполнения. Даже к социальным негодованиям, потрясениям и рискам! Более того, спешка исключает местных депутатов из законотворческого процесса, что, на мой взгляд, является ошибочным, так как, повторюсь, местная власть всегда ближе к людям!

Подготовила Марина КРОВЯКОВА

P.S.

После подготовки материала Чернышев И.Н. вошел в состав фракции «Единая Россия» в Законодательной Думы Томской области и перешел на работу в Бюджетно-финансовый комитет Законодательной Думы Томской области.

Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: