Важные вопросы современного образования
Участники постоянной комиссии по образованию Законодательной Думы Томской области обсудили реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в школах и учреждениях профобразования.
По информации начальника департамента общего образования Томской области Ирины Грабцевич, в рамках реализации ФГОС существенно изменились подходы к содержанию образовательных программ и к условиям их реализации – открыты современные мастерские и лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, изданы учебные материалы, адаптированные для восприятия сегодняшними школьниками. Появились и новые требования к результату, к тому, как ребенок может применять полученные знания и навыки на практике.
Председатель комиссии Леонид Глок напомнил, что, начиная с 2011 года, шёл переход на новые стандарты в образовании, ежегодно увеличивался охват обучающихся, в текущем году состоялся первый выпуск школьников. Депутат поинтересовался: насколько оправдались ожидания, повысился ли уровень образованности детей, приобретены ли необходимые в дальнейшей жизни навыки и компетенции?
Ирина Грабцевич ответила, что в новых условиях обучение направлено на исследовательскую и проектную деятельность, дети теперь умеют интегрировать свои знания, могут найти решение задач, привлечь к этому необходимые ресурсы, в том числе и в предметных областях. Но вместе с новыми подходами появились и новые по своей методологии контрольно-измерительные показатели. Поэтому только в следующем году можно будет делать какие-то выводы, сравнив выпускников, находящихся в равных образовательных условиях на протяжении всего времени обучения.
Леонид Глок считает (и с этим согласилась Ирина Грабцевич), что в ходе реализации ФГОС так и не была решена проблема с профессиональными кадрами. В образовательных организациях сохраняется кадровый дефицит, уровень преподавателей не всегда отвечает современным требованиям.
Депутат областного парламента Алексей Федоров отметил, что вместе с этим возрастает нагрузка на детей, что ведет к подрыву здоровья школьников, и еще родители вынуждены оплачивать дополнительные занятия.
- По поводу платных услуг, расходы на которые несет семья, - добавил Леонид Глок. - Они возникли не от того, что дети не получают что-то в системе образования, а от того, что это не всегда устраивает их родителей. Ситуацию можно сравнить с медициной: некоторые люди недовольны услугами бесплатной медицины, и готовы платить. Ни одна школа не обладает широким спектром услуг, которые удовлетворяли бы всех учеников. Школа не может это сделать: нет кадров, площадей и средств. Пять часов в неделю внеурочки бесплатно, остальное - по желанию, потребностям и материальным возможностям.
В свою очередь Уполномоченный по правам ребенка в Томской области Лариса Лоскутова рассказала, что в своей практике сталкивается с проблемой, когда дети не могут социализироваться и найти друзей. На это, по мнению начальника областного департамента общего образования, направлено российское движение школьников, на площадках которого детям будет интересно общаться друг с другом, создавать что-то полезное для общества.
В ходе обсуждения вопроса развития системы профессионального образования члены комиссии обратили внимание на несправедливость: при поступлении в вуз для ребенка со статусом "сирота" есть льготы, а при зачислении в учебные учреждения СПО - нет. Нет льгот и у детей с инвалидностью.
Лариса Лоскутова рассказала, что Госдума уже рассмотривает законопроект о предоставлении льготным категориям граждан преимущественного права поступления на обучение по программам среднего профессионального образования. После принятия этого закона правовая несправедливость должна быть устранена, он будет распространяться, в том числе, на детей-сирот, детей-инвалидов и детей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга.
По итогам обсуждения члены комиссии предложили после принятия федерального закона создать рабочую группу для подготовки соответствующих поправок на региональном уровне.