ФГОС: пришло время ускоряться
2.5 года назад тема ФГОС активно обсуждалась в подобном формате, но как говорят участники слушаний, повторение пройденного материала не только освежило взгляд на известную проблему, но дало новый импульс двигаться вперед. Причем до окончательного внедрения ФГОС, то есть до 2021 года, остается все меньше времени, поэтому скорость движения и «дорожные карты» должны быть очень высокими и точными.
За пять минут до открытия парламентских слушаний спикер Оксана Козловская в разговоре с представителями СМИ отметила, что переход на ФГОС «это не дань моде, а серьезная задача – как существенно повысить качество школьного образования и сделать выпускников томских школ конкурентоспособными, прежде всего, для вузов Томска»:
– Для нас эта проблема встает в полный рост. В национальных исследовательских университетах стратегия такова, что с каждым годом будет возрастать количество мест в магистратуре и сокращаться в бакалавриате. Естественно, это серьезно повышает конкуренцию между выпускниками школ. Переход на ФГОС требует существенных финансовых вливаний. По нашим оценкам, удорожание сферы образования в связи с введением государственных стандартов составит 1 млрд 280 млн. рублей. Надо учитывать и демографический рост, и старение кадров. При том, что у нас расходы на отрасль образования на 2016 год составляют огромную сумму – более 15 млрд рублей. В этой связи наши ожидания повышения качества образования очень высоки. Прежде всего, все это делается ради детей.
Александр Сайбединов, директор Губернаторского Светленского лицея, убежден, что прогрессивную идею ФГОС не надо пытаться адаптировать к существующей системе образования:
– Идеология ФГОС направлена на максимальное ориентирование системы образования на личность ученика и учителя, на улучшение их качественного диалога. Мы живем в глобальном зародившемся информационном пространстве. Институт классно-урочной системы сам по себе угасает. Когда школа была единственным носителем информации – это была одна ситуация, когда носителей информации множество, то формы образовательного диалога ученика и учителя меняются. ФГОС прогрессивная идеология, которой нужно в этой части придерживаться.
Леонид Глок, глава комитета по труду и социальной политике, напомнил, что федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это нормативный правовой акт, обязательный для исполнения. К 2021 году ФГОС должен быть введен во всех классах – с 1 по 11-ый. К 2022 году мы увидим результаты ЕГЭ и поймем, насколько школьное образование будет соответствовать заявленным стандартам. Сложность ситуации заключается в том, что образовательный стандарт накладывается на положительную демографическую динамику.
– По нашим расчетам, нужно построить примерно столько же новых школ, сколько есть сейчас, нужно, чтобы в них пришли 4 тысячи педагогов, в дополнение к существующим 8 тысячам, – отметил Л.Глок. – Ежегодно на внедрение стандарта нужно выделять 200 млн. рублей из областного бюджета. Регион самостоятельно с этой задачей не справится. Надо понимать, что уйти от второй мены в ближайшие 10 лет мы не сможем. Поэтому и предлагаем замещающие меры. Они могут быть непопулярными и неприятными, но без них, на мой взгляд, не обойтись.
Одна из таких замещающих мер вошла в проект рекомендаций слушаний. Она касается изменения СанПиН в части отмены предельной нормы наполняемости классов. Сейчас она составляет 25. По оценкам Леонида Глока, если увеличить эту норму до 30 учеников, то экономия только в областном центре составит свыше 170 млн. рублей. Эти деньги, по мнению Л.Глока, можно пустить на учебные расходы, в том числе интерактивные доски, учебники, наглядные пособия, а также их хватит и на оплату арендного жилья для учителей. Но это может привести к изменению существующей схемы финансирования: деньги пойдут не за учеником, а за классом-комплектом.
Александр Сайбединов не согласен с предложением в той части, что нужно отказываться от подушевого финансирования, поскольку устоявшаяся методика хорошо увязана с личностно ориентированной образовательной системой. А вот над уходом от нормативов наполняемости классов можно подумать.
– Состоялось хорошее яркое обсуждение, и я как учитель не мог не вступить в диалог. Я выступаю за то, чтобы мы принимали максимально выверенные решение, которые бы позволили наши результаты сделать значимыми и важными. Дело не в изменении СанПиН, есть понятие регулирующий норматив, сейчас он 25, он может быть и 30, и 40. Дело не в этом. Нужно просто уйти от понятия норматив, от предельной наполняемости классов. Школы разные, архитектурные особенности разные. В каких-то школах есть просторные кабинеты, а где-то камерная архитектура. Должна быть вариативность, но важно, чтобы деньги шли за учеником. Нам надо смотреть вперед на 5-10 лет.
Ректор НИ ТГУ Эдуард Галажинский уверен, что «развитие личности возможно только в обогащенных средах, и такой средой является университет»:
– У вузов есть большие ресурсы для решения проблемы, которая стоит перед нами. В чем бы мы могли взаимодействовать со школьным образованием? Во-первых, университет наряду с наукой и образованием ответственен за региональное развитие. Университет и по миссии, и по нужде обязан выйти из своей «башни из слоновой кости» и идти в школы, потому что мы заинтересованы в талантливых способных абитуриентах, которые могут сами ставить познавательные задачи, развиваться, которые имеют высокую мотивацию. На кампанию 2015 года мы потратили свыше 40 млн рублей, чтобы таких людей найти, и часть этих средств связана с поддержкой классов. Десятки тысяч школьников посещают университет. Наша задача перевести эту работу из стихийного состояния в плановое. Мы готовы взять большой объем внеурочной деятельности на себя.
Руководство ТУСУРа также откликнулось на предложение более тесно взаимодействовать со школами, и готово в 2016 году открыть лицей на 100 мест для учеников старшей ступени, в 2017 году еще 100 мест.
Областной депутат Лев Пичурин считает, что «когда нет денег, то обсуждать приоритеты очень трудно». Но он убежден, что область может найти средства для увеличения количества школьных мест.
– В образовании на первом месте должно быть слово Учитель. Это должны быть люди увлеченные, качественно подготовленные, и труд их должен достойно оплачиваться. Думаю, не нужно сегодня зацикливаться на односменном режиме обучения. Я вспоминаю, что самый лучший класс, который у меня был, состоял из 42-х учеников, четверо из которых, кстати, стали профессорами. Они меня уважали, может быть, даже любили, я с ними справлялся, и дело шло. Согласитесь, у каждого был любимый учитель. Да, сегодня плохо работает подготовка педагогических кадров. Нужно это дело исправлять. Я оптимист, поэтому уверен, что все будет в порядке.
В своем выступлении Виктор Кресс, зампредседателя комитета СФ по науке, образованию и культуре, также акцентировал внимание на неподготовленности учителей к изменению самой природы педагогической деятельности. В этой связи, он считает, что необходимо изменить систему подготовки и реализовать широкую программу переподготовки учителей. Пока же мы ищем варианты адаптации новых образовательных стандартов к существующей системе. Но все же на первое место Виктор Кресс ставит «неподготовленность существующей материальной базы для учебы в одну смену». И эта проблема общероссийская.
– В целом по стране надо создать дополнительно 6 млн. новых школьных мест. В среднем одно школьное место стоит около миллиона рублей, то есть на решение проблемы надо 6 триллионов рублей. В течение 12-15 лет ежегодно надо выделять минимум 500 млрд рублей на решение задачи. Считаю, что большую ношу должен взять на себя федеральный бюджет, соотношение должно быть 80 на 20 в пользу федерального финансирования. Может быть, за исключением пяти богатых регионов. Тогда задача будет решена в течение 20 лет.
Основной докладчик – замгубернатора по социальной политике Чингис Акатаев подробно изложил планы поэтапного перехода на ФГОС, озвучил те задачи, которые стоят перед регионом, в котором образование является приоритетом развития. Он подчеркнул, что в проекте областного бюджета на 2016 год планируется заложить 170 млн. рублей на поэтапное введение ФГОС. Он отметил, что в ближайшее время широкой общественности будет представлена «дорожная карта» реализации государственных стандартов.
Особое внимание Леонид Глок предлагает уделить межведомственному сетевому взаимодействию. Необходимо более четко прописать на федеральном уровне механизмы сетевого взаимодействия школ с организациями дополнительного, профессионального образования, культуры, физкультуры и спорта в целях организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Что касается подготовки учителей, нужно подойти к этой задаче системно. Во-первых, совместно с вузами создать модель подготовки и переподготовки кадров на основе целевых контрактов с выплатой региональной стипендии или компенсацией расходов на обучение. Во-вторых, обратить внимание на действующую систему формирования контрольных цифр приема по педагогическим специальностям в организациях профессионального образования. Это поможет более оперативно реагировать на спрос системы общего образования. По словам Л.Глока, рекомендации в части подготовки кадров те же самые, что были отражены в рекомендациях парламентских слушаний от 2013 года.
Подводя итог обсуждению, Оксана Козловская предложила до утверждения рекомендаций слушаний в окончательном виде создать рабочую группу по их доработке и провести несколько «круглых столов» с привлечением экспертов. Многие из участников слушаний пожелали войти в состав рабочей группы.
– На парламентских слушаниях прозвучали дискуссионные предложения: как сделать так, чтобы минимизировать расходы, но при этом сохранить высокое качество образования. Мы будем работать над этими предложениями. Главное, что состоялся конструктивный заинтересованный диалог, который, я надеюсь, приведет к хорошему результату.