Депутаты обсудили кадровую политику в сфере образования
В Томской области по-прежнему не хватает учителей по русскому языку и литературе, математике и иностранным языкам, именно по этим предметам самый высокий коэффициент совмещения. Всего же на 1 сентября этого года в регионе значились 238 незакрытых педагогических вакансий. О предпринимаемых мерах по совершенствованию кадровой политики в сфере общего образования на территории региона депутатам рассказала Елена Вторина, заместитель начальника областного департамента общего образования. В числе этих мер ведение профориентационной работы со школьниками, привлечение для работы в школах специалистов других отраслей, реализация проекта по наставничеству, совершенствование системы повышения квалификации и повышение престижа педагогических профессий. На эти цели в бюджете области на 2017 год предусмотрены 86 миллионов рублей.
В Томской области удалось сохранить стипендию и ежемесячную надбавку молодым учителям в течение первых трех лет работы. С 2016 года 199 опытных педагогов вошли в проект по наставничеству и ежемесячно получают 10 тысяч рублей за свою работу с молодыми учителями школы. Кроме того реализуется проект «Бюджетный дом», в рамках которого уже в этом году 2 семейные пары учителей в Молчановском районе получат квартиры.
- На мой взгляд, есть две острые проблемы: целевое обучение и институт наставничества, - отметил депутат Юрий Калинюк. – В докладе прозвучало, что целевое обучение ведется с 2010 года, но не говорится, каков процент трудоустройства этих выпускников. Кроме того, есть проблема по целевому обучению логопедов, дефектологов, психологов, в которых также есть острая потребность. При этом в педагогическом университете уже два года есть недобор по этим специальностям. Я думаю, что необходимо сопровождать студентов по целевому набору, отслеживать насколько они закреплены за «своими» школами и включены в реализацию программы развития данного учреждения.
- В ноябре 2013 года Министерство образования РФ констатировало, что на первом курсе нацеленность абитуриентов педагогических специальностей на работу в школе составляет около 80%, на 5 курсе – только 10%. Проблема внутри. У нас профессиональная ориентация заканчивается на этапе зачисления в педагогический университет, поэтому «целевики» и не дают того результата, который мы от них ожидаем, - добавил председатель комиссии по образованию, молодежной политике и спорту, председатель комитета по труду и социальной политике Леонид Глок.
В ходе обсуждения вопроса депутат Наталья Барышникова предложила проработать вопрос по сокращению бюрократической нагрузки на учителя, а в части повышения престижа педагогической профессии использовать возможности интернета, который ближе молодому поколению, но пока практически не задействован. Галина Немцева предложила включить в план по совершенствованию кадровой политики больше мероприятий, имеющих количественные показатели, что в будущем позволит оценить эффективность предпринимаемых мер, в том числе в разрезе муниципалитетов.
Председатель комиссии Леонид Глок отметил, что в докладе практически не затронуты рекомендации, выработанные в ходе двух парламентских слушаний, проведенных областной думой и касающихся кадровой политики в сфере образования.
- Там в частности говорилось о разработке новой модели подготовки педагогических кадров с использованием ресурсов всех наших университетов, о системе мониторинга образования и прочее, - напомнил депутат. - Наша задача повысить конкурентоспособность наших выпускников. А это, прежде всего, обеспечение школ высококвалифицированными кадрами, второе – создание комфортных условий для образовательного процесса, как для ученика, так и для учителя, и третье – решение вопроса финансирования. Когда мы обсуждаем проект бюджета на три года, мы пользуемся теми представлениями, которые у нас есть по каждой отрасли.
В своем решении члены комиссии предложили одобрить существующую практику работы с молодыми учителями, обратить внимание на нехватку дефектологов, психологов и логопедов, на профессиональную ориентацию не только среди учеников, но и студентов, а также вести просветительскую работу по повышению статуса учителя в интернете.