Выступление Оксаны Козловской на 23 собрании Думы
- Повестка
- Протокол
- Стенограмма
- Выступление председателя
Уважаемые депутаты!
Приглашенные!
Главное событие сентября в России – масштабная выборная кампания, в ходе которой политическая система страны существенно обновилась. В 23 – х регионах избраны Губернаторы (еще в двух – кампания не завершена). В 16-ти – избраны новые составы законодательных собраний.
Не менее важная избирательная кампания прошла и в Томской области. В ней принимали участие четыре депутата законодательной Думы. Один из них – А.А. Терещенко – стал главой Томского района.
Всего в области выборы разного уровня проходили в двенадцати муниципальных образованиях. В Томске Мэром города избран Иван Григорьевич Кляйн. Главой Колпашевского района – Андрей Федорович Медных.
Вместе с тем, традиционно для большинства россиян сентябрь – это начало нового учебного года. Более 15.0 миллионов школьников России в этом году сели за парты.
По данным глобального исследования американских специалистов, генетический потенциал России – один из лучших в мире. У нас – пятое место среди 193-х стран после Франции, Австрии, Австралии и Швейцарии. У США – двадцатое. В числе ключевых факторов высокого «генетического кода» – образованность и культура людей.
В современном мире образование во – многом определяет перспективы и возможности самореализации каждого человека.
Именно поэтому обсуждение национального проекта в сфере образования давно вышло за пределы профессионального сообщества и волнует не только родителей и учеников.
Напомню, Правительство утвердило дорожную карту этого нацпроекта, которая включает девять равнозначных федеральных программ. И нам предстоит стать участником каждой из них. Согласитесь, для развития Томской области образование – главный инвестиционный проект!
Особое внимание государство обращает на дополнительное образование. Именно о нем и пойдет сегодня речь.
Специалисты отмечают, государственная система допобразования – один из культурных институтов России, который сделал наше образование уникальным. Его цель – использовать свободное время детей для интеллектуального и личностного роста. Кстати, по закону допобразование не является обязательным и дает свободу выбора ребенку!
В странах Европы эти услуги, как правило, предлагает бизнес. Один из известных примеров – «Диснейлэнд». Другой подход – в ряде азиатских стран (Южная Корея, Китай, Тайвань). Ориентированные на инновационное развитие экономики, они активно используют и наш опыт.
Существенные изменения в системе допобразованиея идут по Указу Президента России, начиная с 2012 года,. Уникальные лаборатории, современное оборудование появились в садиках, школах, колледжах. Создается сеть детских технопарков «Кванториум», центры компетенций при университетах. Существенно меняется и привлекательность профессии педагога, в том числе, в дополнительном образовании.
У нас в области – более 125 организаций из разных бюджетных отраслей работают в этой системе, предоставляя услуги для детей и взрослых. В них трудятся – 4200 специалистов. А расходы бюджета на их содержание превышают 2.5 млрд. рублей в год. Это: современная робототехника, моделирование, химия, биология, электроника, информационные технологии, различные виды творчества и спорта. Система допобразования все больше дает специальных знаний, раскрывая способности каждого ребенка. Да, и конкуренция в этом сегменте растет.
А доступной инфраструктуры все равно не хватает. И, прежде всего, из-за отсутствия современной материально-технической базы. Двадцать процентов всех помещений этой отрасли в стране требуют капитального ремонта.
И при этом, за пять лет спрос на новые платные услуги в этой сфере вырос в России на 130 %. А на бесплатные традиционные – только на 18 %.
Решить эту проблему призвана федеральная программа «Успех каждого ребенка». Цель – за шесть лет с помощью новых технологий обеспечить 80 %-ный охват детей от 5 до 18 лет качественными программами дополнительного образования, используя возможности всей инфраструктуры. От детского садика до университета и бизнеса, в любой точке страны.
Надо признать, что сделано уже немало. Год назад почти 69 % детей России были вовлечены в программы дополнительного образования.
Но, высокий уровень межрегиональных различий пока сохраняется (от 35 % в Карачаево-Черкесии до 100 % в Белгородской, Кировской областях. У нас – 71 %, Татарстане – 81 %).
Кстати, по данным статистики сегодня более трети детей получают дополнительные знания в сфере искусств, еще четверть – занимаются физкультурой и спортом. В городах в два раза чаще изучают иностранные языки, а на селе – осваивают ремесла и спортивные навыки.
Очень важно, чтобы система образования не только развивала способности ребят, но и ориентировала их на приоритеты региональной экономики, новые рынки и технологии. А это – другие знания, навыки, компетенции.
Администрация подготовила свои предложения по внедрению региональной модели дополнительного образования на основе цифровых платформенных решений.
У нас для этого многое создано. Современные садики и школы. «Кванториум» и музей науки. Партнерство образовательных организаций и бизнеса. И даже – заказ образованию от инновационных компаний на подготовку кадров с новыми компетенциями (в IT-секторе, АПК, здравоохранении).
Уже в этом учебном году тридцать передовых школ области откроют детские научные клубы технического творчества и изобретательства для младших классов. Задача – за три года создать систему ранней профориентации на основе личных достижений ребенка, применяя цифровые сервисы.
Полезный опыт накоплен и в других субъектах. Опорные площадки РЖД по инженерно-техническому творчеству в Забайкальском крае. Лига школьного предпринимательства в Ульяновске. IT –школа «Samsung» в Калининграде и школы лесничества в Иркутской области.
Поиск решений идет во всех регионах. Обновления требуют и правовые механизмы, прежде всего, федеральные законы, для легитимного взаимодействия всех типов организаций, включая спорт, культуру, науку, общественный и реальный сектора экономики.
Это особенно важно для субъектов с большой территорией и низкой плотностью населения (как наша область, Забайкальский, Красноярский края). Здесь доступность дополнительных знаний порой можно обеспечить лишь за счет новых цифровых технологий (в т.ч., для взрослых).
И нам предстоит совместно с Администрацией в рамках внедрения региональной модели допобразования подготовить предложения по корректировке федерального и областного законодательства.
Другая новация. На федеральном уровне создан общедоступный информационный портал («Навигатор»), где будут размещены все действующие в регионах программы дополнительного образования.
«Пилотные» территории, к числу которых относится и наша область, самостоятельно наполняют региональную и муниципальную часть Навигатора. Со временем в нем появятся отзывы родителей, детей о качестве программ, их доступности. Это позволит каждой семье осознанно построить индивидуальную схему обучения, соответствующую уровню подготовки и возможностям ребенка.
Загрузку Навигатора ведет и Томская область (надо признать, процесс идет непросто). Уже зашли в систему более 450 организаций и более 3000 программ обучения.
Следующий шаг – выдача сертификата всем детям с 5 до 18 лет. Цель – выявить число детей и понять, чем они реально заняты. А мы будем знать, кому и за что платит бюджет.
В перспективе задача сертификата – персонифицировано оплатить программу дополнительного образования каждого ребенка (например, занятия в Кванториуме, школе искусств или частной организации). Стоимость сертификата самостоятельно определяют муниципальные образования. И она разная – от 2 до 10.0 тысяч рублей.
Уже выдано более 45 тысяч сертификатов, половина из них – в Томске.
Десять муниципальных образований приступили к отработке механизма персонифицированного финансирования кружков и секций из местного бюджета (по известной схеме: деньги – за ребенком).
Пока – мы в самом начале пути. В этом году каждый ребенок получит право записи на образовательные программы, зарегистрированные в федеральном Навигаторе. А у любой организации, имеющей лицензию на ДО, появится стимул для участия в этом проекте и гарантированный источник оплаты своих услуг.
И все же, вопросов у учеников, родителей и самих учителей гораздо больше, чем ответов. Многие просто не представляют возможности и особенности использования сертификатов.
В ряде субъектов опыт работы с сертификатами уже сложился, в том числе с правовой базой для их внедрения (Калининград, ХМАО). Предлагаю изучить лучшие региональные практики этих новых технологий в дополнительном образовании и активнее использовать их!
Уверена, мы можем и должны быть лидерами в этой сфере.
Уважаемые коллеги!
Институту допобразования России в этом году – 100 лет. Сегодня мы затронули лишь отдельные аспекты предстоящей его трансформации и развития. Вопросов еще будет немало.
По оценкам экспертов, новые технологии в этом сегменте экономят до трети бюджетных расходов. И нам предстоит учесть все появившиеся новации уже в ходе подготовки областного бюджета на трехлетний период.
Теперь о повестке собрания.
1. Сегодня мы рассмотрим вопрос о досрочном прекращении полномочий наших коллег. Александра Анатольевича Терещенко, избранного главой Томского района. И Юрия Владимировича Калинюка, назначенного на должность начальника департамента профессионального образования Томской области.
Уверена, вы согласитесь, что они много сделали во благо жителей своих округов и области.
2. По инициативе фракции «Единая Россия» предлагается сохранить льготы для наших земляков предпенсионнного возраста. Для этого предстоит внести поправки в 12 областных законов. Это позволит им в течение пяти лет пользоваться правом на меры социальной поддержки, налоговые и иные льготы по действующим областным законам для пенсионеров.
3. Один из 20-ти федеральных законов, на которые мы сегодня даем свое заключение, внесен Президентом России. Он предлагает сохранить льготы по налогу на имущество и земельному налогу, действующие для пенсионеров, на лиц предпенсионного возраста. По Томской области суммарная льгота по этим налогам за прошлый год составила – 410.0 млн. рублей. Их получили более 162 тысяч пенсионеров. Надеюсь, этот проект закона мы единогласно поддержим.
4. Социальную значимость имеют и поправки в областной закон о льготных тарифах на тепло и горячую воду. Цель этой инициативы Губернатора – сократить рост тарифов для населения.
5. Областной закон о господдержке сельхозпроизводителей вновь расширит перечень получателей этих мер, добавляя индивидуальных предпринимателей. Это позволит микро-бизнесу получить федеральную субсидию на развитие товарного производства.
6. В девятый раз нам предстоит утвердить итоги областного конкурса на лучшую читающую семью. В нем приняли участие 247 семей из 19-ти муниципальных образований (исключение – Тегульдет). Причем, среди участников этого года много семей даже не из райцентров, а из небольших сел области. А победителями стали преимущественно молодые семьи! Это особенно важно не только для развития малых библиотек, но и для воспитания и развития наших детей.
Всего в повестке – 31 вопрос.
Продолжаем работу.