
Поговорим серьезно
Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что, взаимодействуя с обществом, можете попробовать себя еще и в роли дебатера? В процессе общения мнения людей могут не совпадать, интересы расходиться, и тут появляются те самые точки столкновения, которые являются основой формата дебатов.
Дебаты — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды, а это команда утверждения и команда отрицания, выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты или опровержения предложенного тезиса с целью убеждения членов жюри в своей правоте и демонстрации своего опыта публичного выступления. В некоторой степени участники учатся быть более убедительными, анализировать предложенную информацию, структурировать её и быстро находить ответы на заданные вопросы. В дебатах мы учимся отстаивать свое мнение не с помощью силы, а пытаясь убедить человека с помощью аргументов, фактов, что является незаменимым достоинством в жизни.
Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.
В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России.
В дебатах участвуют не только богатые опытом люди, но и обычные школьники. В Томском Гуманитарном Лицее проходил двухдневный турнир дебатов, в котором принимали участие не только школы города Томска, но также и Северска, Асиновского и Зонального районов. Организаторами являлись представители Гуманитарного лицея, также выступающие в роли судей. Для каждой возрастной категории, а это: пятый - шестой, седьмой - восьмой и десятый – одиннадцатый классы, давались определенные темы и время на подготовку кейсов.
Кейс – это совокупность аргументов, тем, утверждений и отрицаний. Например, старшей возрастной группе было предложено на выбор две темы. Первая – это «Коррупция в России не облегчает жизнь людям», вторая – «Высшее образование не делает человека успешным». В каждой команде было три спикера, и перед каждым стояла своя задача. Сложность дебатов заключается в том, что успех выполнения задачи зависит от каждого спикера, а это еще один очень важный плюс в подобном формате. С помощью дебатов мы учимся работать в команде, слушать друг друга и замечать ошибки в информации оппонентов. В качестве аргументов приводились наиболее важные аспекты нашей жизни, начиная от личного опыта и заканчивая экономическими категориями.
Рассматривая различные аспекты, команды озвучивали примеры, подтверждающие свою позицию, а после выступления оппонентов, оспаривали наиболее «острые» вещи.
В роли судей выступали независимые эксперты, а также аудитория, где зрителем мог стать любой желающий. Наблюдать за дебатами не так-то просто! Ведь каждому хочется поделиться своим мнением, опровергнуть или подтвердить свою позицию, да и просто вступить в дискуссию. Участником дебатов может стать каждый желающий, независимо от возраста. Победителями стала команда из Лицея при ТПУ. Как оказалось, это первые в их жизни дебаты, и, следует отметить, прошедшие с большим успехом!
Дебаты учат уважительному отношению к оппоненту, поскольку они касаются идей и их столкновения, а не личности участников. Нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. В процессе столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы.
Ксения Осадчая
Пресс – служба Молодежного парламента