Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Результаты анкетного опроса

Пришло время подвести итог очередного опроса в рамках проекта «43-й депутат» по теме «Если бы я был депутатом», посвященной оценке деятельности Молодежного парламента. Специфика темы обусловила внимание молодой аудитории сайта (64 % респондентов – это молодежь до 24 лет), но она же повлияла на количество заполненных анкет – 254.

Обратимся к полученным результатам.

В начале анкеты респондентам был задан ряд вопросов, касающихся их информированности относительно заявленной темы.

Оцените, пожалуйста, насколько хорошо Вы знакомы с деятельностью Законодательной Думы Томской области?

1. Безусловно, хорошо 13 %
2. Скорее хорошо 22 %
3. Скорее плохо 42 %
4. Безусловно, плохо 16 %
5. Затрудняюсь ответить 7 %

Респонденты оценивают достаточно критично уровень собственной информированности относительно содержания деятельности Законодательной Думы Томской области – в сумме 58 % оценили как «плохой», и только 33 % как «хороший». Однако, о существовании Молодежного парламента под эгидой Законодательной Думы Томской области знают 89 % респондентов.

Знаете ли Вы, что под эгидой Законодательной Думы существует Молодежный парламент Томской области?

1. Да 89 %
2. Нет 11 %

Далее рассмотрим представления респондентов о характере деятельности Молодежного парламента.

Чем, по Вашему мнению, занимается Молодежный парламент Томской области?

1. Представляет интересы молодежи Томской области в региональной власти 70 %
2. Поддерживает молодежные инициативы 63 %
3. Содействует созданию и реализации программ развития молодежи 53 %
4. Разрабатывает нормативно-правовые акты (законы) в области молодежной политики 22 %
5. Обеспечивает молодежь объективной информацией о деятельности органов государственной власти Томской области 19 %
6. Контролирует деятельность исполнительной власти в сфере молодежной политики 8 %
7. Партийными перебранками и личными амбициями депутатов 8 %
8. Затруднились ответить 8 %
9. Другое 5 %

Большинство респондентов считают, что Молодежный парламент реализует представительскую функцию – «представляет интересы молодежи в региональной власти» – 70 %. Также распространено мнение о роли Молодежного парламента как структуры, поддерживающей молодежные инициативы (63 %) и реализующей программы развития молодежи (53 %). Однако, лишь небольшая часть респондентов указывает на реализацию Молодежным парламентом законотворческой, информирующей и контролирующей функций.

По мнению аудитории, основные усилия Молодежного парламента должны быть направлены на решение проблемы трудоустройства молодежи – 67 %.

Решением каких проблем молодежи Томской области должен заниматься Молодежный парламент прежде всего?

1. Трудоустройство молодежи 67 %
2. Доступность и качество образования 47 %
3. Ситуация с доступностью жилья 38 %
4. Возможности занятия спортом, физкультурой 31 %
5. Досуг и отдых 29 %
6. Алкоголизм, наркомания 28 %
7. Материальное благосостояние молодежи 23 %
8. Медицинское обслуживание 10 %
9. Уровень преступности 5 %
10. Качество работы общественного транспорта 0 %
11. Другое 0 %

В качестве другой важной проблемы, требующей внимания молодых парламентариев, указывается «доступность и качество образования» – 47 %. Необходимость решения других проблем силами Молодежного парламента актуализируется респондентами в меньшей степени. При этом, основными инструментами молодежной политики в Томской области должны быть гранты и конкурсы проектов для молодежи, развитие молодежных бизнес-инкубаторов и домов молодежи, развитие публичных досуговых пространств и информирование молодежи о карьерных и образовательных возможностях.

Как Вы считаете, каким должно быть содержание молодежной политики в Томской области?

1. Выделение грантов и проведение конкурсов проектов, созданных молодежью 55 %
2. Создание и поддержка молодежных бизнес-инкубаторов, домов молодежи, молодежных многофункциональных центров 51 %
3. Развитие публичных досуговых пространств для молодежи (арт-площадки, дискуссионные клубы и т.д.) 49 %
4. Предоставление молодежи информации о карьерных и образовательных возможностях 48 %
5. Проведение массовых мероприятий для молодежи (форумов, акций, праздников и т.д.) 44 %
6. Финансовая поддержка социально незащищенных групп молодежи (субсидии, кредиты и т.д.) 40 %
7. Разработка и внедрение нормативно-правовых актов (законов) в области молодежной политики 32 %
8. Затрудняюсь ответить 5 %
9. Другое 0 %

В целом, аудитория достаточно позитивно оценивает деятельность Молодежного парламента.

Оцените деятельность Молодежного парламента Томской области по пятибалльной системе

1. Отлично 17 %
2. Хорошо 37 %
3. Удовлетворительно 31 %
4. Плохо 11 %
5. Очень плохо 4 %

В сумме доля респондентов, оценивших деятельность Молодежного парламента на «хорошо» и «отлично» заметно выше, чем доля оценивших на «плохо» и «очень плохо» – 54 % к 15 %.

Полученный результат позволяет говорить о позитивном имидже Молодежного парламента в глазах аудитории, принявшей участие в опросе.

В заключительной части опроса респондентам предлагалось написать свои предложения по повышению качества жизни молодежи в виде законотворческих инициатив, которые могли бы получить поддержку Молодежного парламента и Законодательной Думы Томской области. Свои предложения оставили 62 % респондентов. Их можно объединить по следующим тематическим разделам:

– решение жилищной проблемы молодежи (субсидии на приобретение жилья, расширение сферы охвата целевых региональных и муниципальных программ «Молодая семья» и т.д.);

– решение проблемы трудоустройства молодежи (квотирование рабочих мест на предприятиях для молодых специалистов, введение системы распределений на конкретное рабочее место и т.д.);

– повышение качества и доступности спортивной инфраструктуры (велосипедные дорожки, спортивные площадки и т.д.);

– развитие личностных и гражданских качеств молодежи;

– развитие молодежного предпринимательства;

– решение проблемы молодежного алкоголизма и наркомании;

– развитие сервисов для молодежи региона («молодежная карта», информационные центры для молодежи).
 

Итоги обсуждения на Форуме

То, что Томская область небезосновательно претендует на статус молодежного региона, подтверждают и 135-летие первого за Уралом Университета, и 50-летие стройотрядовского движения, отмеченные в прошлом году, да и предстоящий форум молодых ученых Юновус-2014 дают основание полагать, что область должна отличаться особым видением молодежных проблем, в том числе и на законодательном уровне.

Итоги форума «Если бы я был депутатом» оставили впечатление, скорее эмоционального, нежели рационально-конструктивного обсуждения. Во-первых, речь, к сожалению, шла не о молодежи как субъекте законотворческого процесса, не о законах, которые необходимы области и обществу сейчас и на перспективу, а об институтах – Молодежном парламенте Томской области, стройотрядовском движении, отчасти, о Молодежном экспертном совете. Как водится, разговоры с институтов очень быстро переходили на личности. И надо отметить, что это было сделано вполне деликатно без видимых оскорблений, а исключительно из желания навязать оппоненту свою, «единственно правильную», позицию.

В принципе, диалог не получился по той самой причине, что и представители молодежных институтов и их оппоненты не слишком были заинтересованы (или не осведомлены) в законопроектах, которые определяют жизнь области на грядущую перспективу. В частности, «Стратегия развития Томска до 2020 года (и с прогнозом до 2030 года)». А ведь именно она будет определять развитие большей доли молодежи Томской области. Вот таких, не то чтобы «потаенных», но неизвестных молодежной элите законопроектов остается большое количество.

Не подняты были и конкретные вопросы по социально-экономической динамике молодежи и ее социально-профессиональных групп. Что происходит с молодыми специалистами в ведущих бюджетных отраслях – медицине, образовании? Какие проблемы существуют у начинающих предпринимателей? Что происходит с главной социальной группой – студентами?

На фоне этих проблем количественный анализ достаточно скудных материалов форума практически не дает ничего: примерно равное количество высказываний о положительной и отрицательной (+ нулевой) роли Молодежного парламента. Другим молодежным структурам фактически оценки не было дано. Как уже отмечалось, она подменялась борьбой за собственную позицию оппонентов. В итоге возникает желание рекомендовать провести офлайн подобный форум, на котором могли бы быть поставлены в повестку дня, как стратегические, так и злободневные вопросы, затрагивающие интересы молодежи.


Алексей Щербинин, д. полит. наук, профессор, зав. кафедрой политологии ФсФ ТГУ

Виталий Кашпур, к.соц.н., зав. кафедрой социологии ФсФ ТГУ


Архив материалов по проекту «Если бы я был депутатом...»

Законы и инициативы

Закон Томской области «О Молодежном парламенте Томской области» (ред. от 19.06.2012)

Молодежная политика в Стратегии развития социальной сферы Томской области до 2022 года

Проект Федерального Закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»

Закон Оренбургской области от 16 ноября 2012 года № 1210/350-V-ОЗ «О деятельности органов молодежного самоуправления в Оренбургской области»

Исследования

«Лаборатория Крыштановской». Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры

«Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры». Организация и методология исследования

«Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов – местному сообществу». Материалы Всероссийской научно-практической конференции (НИ ТГУ, 2012 год)

Областной конкурс «Если бы я был депутатом...»

Областной конкурс «Если бы я был депутатом...»

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: