Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ДЕПУТАТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

постановлением

Государственной Думы

Томской области

от 28.02.2008 № 1009

(в ред. Законов Томской области от 09.12.2010 № 294-ОЗ, от 19.06.2012 № 108-ОЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным Законом) Томской области и Законом Томской области от 7 марта 2002 года № 10-ОЗ «О статусе депутата Законодательной Думы Томской области» регулирует правоотношения, связанные с проведением Законодательной Думой Томской области (далее также Дума) депутатского расследования в Томской области (далее также – область).

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

депутатское расследование – одна из форм реализации полномочий Думы, посредством которой устанавливаются причины и обстоятельства создания препятствий для деятельности Думы, депутатов Думы, причины и обстоятельства прошедших или происходящих негативных событий на территории области, вызвавших общественный резонанс;

должностные лица – лица, замещающие государственные должности Томской области или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах государственной власти области, органах местного самоуправления, областных государственных учреждениях, муниципальных учреждениях, действующих на территории области;

лицо, привлекаемое к депутатскому расследованию – должностное лицо или гражданин, предоставляющие комиссии по проведению депутатского расследования информацию, необходимую для проведения депутатского расследования, и (или) приглашенные комиссией по проведению депутатского расследования для участия в заседаниях, проводимых комиссией по проведению депутатского расследования;

организации, осуществляющие деятельность на территории области – юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории области, а равно осуществляющие деятельность на территории области посредством открытия филиалов, представительств и в иных формах;

предмет депутатского расследования – соблюдение и исполнение должностными лицами законов области, обоснованность принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления области, государственными и муниципальными органами (организациями), осуществляющими деятельность на территории области и (или) их должностными лицами.

Статья 3. Принципы депутатского расследования

Депутатское расследование осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.

Статья 4. Цели депутатского расследования

Целями депутатского расследования являются:

1) установление причин и обстоятельств создания препятствий для деятельности Думы и депутатов Думы;

2) установление причин и обстоятельств прошедших или происходящих негативных событий на территории области, вызвавших большой общественный резонанс;

3) выработка и представление Думе рекомендаций по устранению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

4) подготовка в пределах полномочий Думы проектов правовых актов Думы, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

Статья 5. Срок депутатского расследования

1. Депутатское расследование осуществляется в течение трех месяцев со дня принятия Думой постановления о назначении депутатского расследования.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Думы соответствующего созыва.

3. Проведение депутатского расследования может быть прекращено досрочно Думой по собственной инициативе либо по представлению комиссии по проведению депутатского расследования.

4. Срок депутатского расследования может быть продлен не более чем на три месяца в случае внесения комиссией по проведению депутатского расследования на рассмотрение Думы проекта постановления о продлении срока депутатского расследования, подготовленного в связи с невозможностью завершения работы комиссии по проведению депутатского расследования в установленный срок.

К проекту постановления прилагается пояснительная записка с изложением причин невозможности завершения депутатского расследования в установленный срок.

5. Постановление Думы о продлении срока депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов.

6. В случае непринятия Думой постановления о продлении срока депутатского расследования деятельность комиссии по проведению депутатского расследования прекращается и депутатское расследование завершается.

Статья 6. Инициатива проведения депутатского расследования

1. Инициатива проведения депутатского расследования реализуется посредством направления Председателю Думы соответствующего требования не менее десяти депутатов Думы либо предложения Уполномоченного по правам человека в Томской области.

2. Инициатива депутатского расследования в обязательном порядке должна содержать основания, предмет, цели, срок проведения депутатского расследования, а также обоснование необходимости его проведения.

Статья 7. Порядок принятия постановления о назначении депутатского расследования

1. Инициатива проведения депутатского расследования рассматривается на очередном собрании Думы.

2. Постановление о назначении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы.

3. В случае если за постановление о назначении депутатского расследования не проголосовало большинство от установленного числа депутатов Думы, инициатива проведения депутатского расследования считается отклоненной.

Статья 8. Порядок формирования комиссии по проведению депутатского расследования

1. В случае принятия Думой постановления о назначении депутатского расследования на этом же собрании формируется комиссия по проведению депутатского расследования, состоящая из числа депутатов Думы (далее – комиссия). Комиссия подотчетна Думе.

2. Состав членов комиссии в количестве не менее пяти и не более семи депутатов, а также председатель комиссии из их числа утверждаются постановлением Думы.

3. Утратила силу. – Закон Томской области от 09.12.2010 № 294-ОЗ.

4. Членом комиссии не может быть Председатель Думы, депутат Думы, являющийся участником событий, явившихся основанием для проведения депутатского расследования, или состоящий в браке либо родственных отношениях с лицом, являющимся участником событий, которые послужили основанием для проведения депутатского расследования.

5. В случае если комиссия не будет сформирована на данном собрании Думы, депутатское расследование не проводится, а постановление о назначении депутатского расследования утрачивает силу.

6. Комиссия формируется на срок проведения депутатского расследования, который не может превышать срока, установленного статьей 5 настоящего Закона.

7. Комиссия может быть досрочно распущена Думой по собственной инициативе либо по представлению комиссии при утрате актуальности основания проведения депутатского расследования, либо при наличии ставших известными Думе фактов нарушения членами комиссии требований настоящего Закона. Решение Думы о роспуске комиссии означает прекращение проведения депутатского расследования.

8. Дума в течение срока депутатского расследования вправе запросить у комиссии информацию о ходе проведения депутатского расследования. Данная информация представляется председателем комиссии в письменном виде к очередному собранию Думы.

Статья 9. Председатель комиссии

1. Утратила силу. – Закон Томской области от 09.12.2010 № 294-ОЗ.

2. Председатель комиссии:

1) организует работу комиссии;

2) созывает и ведет заседание комиссии;

3) выступает на собрании Думы с сообщениями о деятельности комиссии и докладывает о результатах работы комиссии;

4) распределяет обязанности между членами комиссии;

5) подписывает протоколы заседаний комиссий.

Статья 10. Секретарь комиссии

1. Секретарь комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа членов комиссии. Секретарь комиссии считается избранным, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих членов комиссии.

2. Секретарь комиссии:

1) отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии;

2) обеспечивает ведение протоколов заседаний комиссии и протоколов опроса лиц, приглашенных на заседание комиссии;

3) организует ведение делопроизводства комиссии;

4) организует проведение заседаний комиссии.

Статья 11. Правовое регулирование деятельности комиссии

1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) области, настоящим Законом и иными законами области.

2. Комиссия вправе в соответствии с настоящим Законом на время проведения депутатского расследования принимать положение (регламент), устанавливающее внутренний порядок своей работы.

Статья 12. Ограничения в деятельности комиссии

Комиссия при проведении депутатского расследования не имеет права:

1) проводить депутатское расследование в отношении лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по делу о преступлении, признаки которого совпадают с основаниями депутатского расследования;

2) вмешиваться в деятельность судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры;

3) осуществлять оперативно-розыскную деятельность и проводить оперативно-розыскные мероприятия;

4) истребовать информацию, на распространение которой установлены ограничения законодательством Российской Федерации, а также истребовать информацию, не относящуюся к основанию проведения депутатского расследования.

Статья 13. Порядок работы комиссии

1. Комиссия осуществляет свою работу посредством проведения заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствуют две трети от общего числа членов комиссии.

2. Заседания комиссии проводятся открыто. Порядок допуска граждан и средств массовой информации на заседания комиссии определяется комиссией самостоятельно. По решению двух третей от общего числа членов комиссии могут проводиться закрытые заседания. На закрытых заседаниях вправе присутствовать только члены комиссии и лица, приглашенные на ее заседание. На всех заседаниях комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать Председатель Думы, заместители Председателя Думы, депутаты Думы, которые не являются членами комиссии, а также Уполномоченный по правам человека в Томской области в случае, если депутатское расследование проводится по его предложению.

3. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 10 дней со дня принятия Думой постановления о назначении депутатского расследования.

Статья 14. Порядок принятия решений комиссии

1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.

2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании.

3. Решение по мотивированному заключению комиссии, решение комиссии по внесению в Думу проекта постановления о продлении срока депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии.

Статья 14-1. Запросы комиссии

1. В целях полноты и объективности депутатского расследования комиссия вправе принять решение о направлении запросов в государственные органы области, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на территории области, иные органы и организации.

2. Запрос комиссии должен содержать:

а) сообщение о проведении депутатского расследования с указанием реквизитов постановления Думы о проведении данного депутатского расследования;

б) перечень запрашиваемых сведений, необходимых для проведения депутатского расследования;

в) срок, в течение которого должна быть предоставлена запрашиваемая информация (не менее 15 календарных дней со дня получения запроса);

г) форму предоставления информации.

Статья 15. Права и обязанности комиссии

1. Комиссия при осуществлении своих полномочий имеет право:

1) запрашивать в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Томской области, от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан информацию, относящуюся к основанию проведения депутатского расследования;

2) приглашать должностных лиц для дачи объяснений по основаниям депутатского расследования;

3) направлять своих представителей, в том числе сотрудников аппарата Думы, обеспечивающих работу комиссии, в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность на территории области;

4) производить в соответствии с законодательством Российской Федерации фотосъемку, аудиозапись, видеосъемку фактов и событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

2. Комиссия вправе предложить должностным лицам и гражданам направить соответствующие объяснения или ответы на поставленные комиссией вопросы в письменном виде. Соответствующие ответы подлежат рассмотрению на заседании комиссии.

3. Комиссия при осуществлении своей деятельности обязана:

1) соблюдать права и свободы человека и гражданина, федеральное законодательство и законодательство области в процессе проведения депутатского расследования;

2) представить на рассмотрение Думы мотивированное заключение по результатам депутатского расследования;

3) проводить депутатское расследование в срок, установленный Думой.

Статья 16. Права и обязанности членов комиссии

1. Члены комиссии обязаны:

1) лично участвовать в заседаниях комиссии;

2) выполнять поручения комиссии;

3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе проведения депутатского расследования;

4) представлять комиссии все материалы и сведения, полученные ими при выполнении индивидуальных поручений комиссии.

2. Члены комиссии имеют право:

1) участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, вносить предложения и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому комиссией вопросу;

2) в порядке, установленном комиссией, задавать вопросы лицам, приглашенным на заседание комиссии;

3) выступать с изложением особого мнения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведения;

4) оглашать справки, обращения и иные сведения, поступившие в адрес комиссии;

5) быть членом рабочих групп, создаваемых комиссией с целью проведения депутатского расследования;

6) выйти из состава комиссии на основании личного заявления.

3. Член комиссии обладает правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании комиссии.

Статья 17. Прекращение полномочий члена комиссии

1. Полномочия члена комиссии прекращаются по основаниям, установленным Законом Томской области от 7 марта 2002 года № 10-ОЗ «О статусе депутата Законодательной Думы Томской области» для прекращения полномочий депутата Думы.

2. Член комиссии может выйти из ее состава по собственному желанию. О выходе членов комиссии из ее состава информируется Председатель Думы.

3. Полномочия члена комиссии могут быть также досрочно прекращены по решению Думы, в том числе в случае несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 4 статьи 8 настоящего Закона.

4. Решение о прекращении полномочий члена комиссии по основаниям, предусмотренным частями 1 – 3 настоящей статьи, оформляется постановлением Думы.

5. В случаях, указанных в частях 1 – 3 настоящей статьи, комиссия вправе принять решение о внесении на рассмотрение Думы проекта постановления о включении в состав комиссии другого депутата.

6. В случае если более половины членов комиссии вышли из ее состава по основаниям, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи, комиссия прекращает свою деятельность. Прекращение комиссией своей деятельности по основаниям, указанным в настоящей части, влечет прекращение проведения депутатского расследования. Постановление о прекращении деятельности комиссии принимается на очередном собрании Думы.

Статья 18. Права и обязанности лиц, привлеченных к депутатскому расследованию

1. Лица, привлеченные на заседание комиссии по основаниям депутатского расследования, имеют право:

1) вносить предложения по основаниям депутатского расследования, его организации и проведения;

2) знакомиться с протоколами опроса, ходатайствовать о внесении изменений, дополнений в них;

3) делать необходимые записи и выписки из протокола опроса;

4) пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством.

1-1. Должностные лица, привлекаемые к депутатскому расследованию, обязаны выполнять требования комиссии, предусмотренные настоящим Законом, в том числе представлять по запросу комиссии необходимую для проведения депутатского расследования информацию в срок, установленный комиссией в соответствии с настоящим Законом, являться на заседания комиссии (за исключением случаев неявки по уважительным причинам), отвечать по существу на вопросы членов комиссии, имеющие отношение к депутатскому расследованию (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также соблюдать установленный порядок деятельности комиссии.

Уважительными причинами неявки на заседание комиссии при условии документального подтверждения являются: заболевание или увечье должностного лица, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья близких родственников (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате обстоятельств, не зависящих от воли должностного лица; иные причины, признанные уважительными комиссией.

2. Представление сведений о частной жизни граждан или иных персональных данных допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 2. ПОДГОТОВКА И РАССМОТРЕНИЕ

ДУМОЙ МОТИВИРОВАННОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОМИССИИ

Статья 19. Подготовка мотивированного заключения комиссии

1. По результатам проведенного депутатского расследования комиссия готовит мотивированное заключение.

Мотивированное заключение в обязательном порядке содержит:

основания, по которым проводилось депутатское расследование;

сведения, полученные комиссией в результате своей деятельности;

выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

рекомендации комиссии по устранению и предотвращению причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

В мотивированном заключении могут содержаться предложения:

о совершенствовании деятельности органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления;

о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

2. К мотивированному заключению могут прилагаться проекты правовых актов Думы в пределах полномочий Думы, направленные на устранение причин и обстоятельств, явившихся основанием для проведения депутатского расследования.

3. Мотивированное заключение подлежит предварительному рассмотрению на заседании комиссии.

4. Принятое комиссией мотивированное заключение подписывается председателем и секретарем комиссии и направляется Председателю Думы. К мотивированному заключению могут прилагаться в письменном виде особые мнения членов комиссии относительно результатов деятельности комиссии.

Статья 20. Рассмотрение мотивированного заключения Думой

1. Дума на очередном собрании рассматривает мотивированное заключение по результатам проведенного депутатского расследования. При рассмотрении мотивированного заключения Дума вправе предложить комиссии уточнить его отдельные положения. Члены комиссии вправе выступить с особым мнением относительно выводов, к которым пришла комиссия по результатам проведенного расследования. На указанном собрании при рассмотрении Думой мотивированного заключения вправе участвовать Уполномоченный по правам человека в области в случае, если депутатское расследование проводилось по его предложению.

2. Мотивированное заключение утверждается постановлением Думы, принятым большинством голосов от числа избранных депутатов Думы.

3. Проект постановления Думы должен содержать:

1) решение Думы по результатам депутатского расследования;

2) круг органов и должностных лиц, которым будет направлено данное постановление с мотивированным заключением;

3) предложения по совершенствованию деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления.

Проект постановления также может содержать предложения по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, а также иные положения.

4. При утверждении мотивированного заключения деятельность комиссии прекращается, и депутатское расследование завершается.

5. Если за утверждение мотивированного заключения не проголосовало большинство от числа избранных депутатов Думы, оно считается отклоненным. В этом случае деятельность комиссии по проведению депутатского расследования прекращается, и депутатское расследование завершается. Данное решение оформляется постановлением Думы.

6. Постановление Думы об утверждении мотивированного заключения вместе с заключением направляется в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, указанным в постановлении Думы об утверждении мотивированного заключения.

Информация о результатах рассмотрения постановления Думы об утверждении мотивированного заключения и принятом решении представляется в Думу.

Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств, предусмотренных в законе области об областном бюджете на соответствующий финансовый год на обеспечение деятельности Думы.

Статья 22. Хранение документов и материалов, полученных при проведении депутатского расследования

1. В процессе проведения депутатского расследования документы и материалы комиссии хранятся в помещении, выделенном на время работы комиссии.

2. Ответственность за сохранность документов и материалов несут председатель и секретарь комиссии.

Статья 23. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Губернатора

Томской области

О.В.КОЗЛОВСКАЯ

Томск

12 марта 2008 года

№ 36-ОЗ

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: