Решение Совета законодателей СФО от 28 марта 2019 г. № 3 (г. Красноярск)
Совет законодателей Сибирского федерального округа
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2019 г. № 3
г. Красноярск
Законодательное обеспечение развития детско-юношеского спорта
в регионах Сибирского федерального округа.
Опыт и проблемы.
Рассмотрев вопрос «Законодательное обеспечение развития детско-юношеского спорта в регионах Сибирского федерального округа. Опыт и проблемы», Совет законодателей Сибирского федерального округа отмечает следующее.
Для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, усиления мер социальной защиты спортсменов и тренеров Правительством Российской Федерации поставлена задача модернизации системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, включая совершенствование системы отбора талантливых спортсменов и стимулирование тренерско-преподавательского состава.
Правовой основой для модернизации системы детско-юношеского спорта являются: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р), Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302), Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и план мероприятий по ее реализации, Национальный проект «Демография» и Федеральный проект «Спорт – норма жизни», а также ряд приказов Министерства спорта Российской Федерации.
Цель модернизации системы – сохранение и развитие спортивного резерва, создание условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие результаты на соревнованиях различного уровня.
Модернизация системы подготовки спортивного резерва направлена на упорядочивание и оптимизацию структур организаций разной ведомственной подчиненности.
В настоящее время во всех регионах сформирована законодательная база сферы физической культуры и спорта. В 8 из 10 регионов СФО разработаны Концепции развития спортивного резерва и планы («дорожные карты») по её реализации, что предполагает поэтапное приведение учреждений в сфере спорта в соответствие с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Процесс модернизации в регионах СФО идет по-разному. Число организаций и их ведомственное подчинение в регионах различные. Ряд регионов сохранил сеть учреждений дополнительного образования, в том числе физкультурно-спортивной направленности в системе образования, а другие – в системе спорта. Это выбор субъектов с учетом особенностей их социально-экономического развития, площади территории, состава и структуры населения, финансовой обеспеченности и т.д.
В целях дальнейшего обеспечения процесса модернизации детско-юношеского спорта требуется проработка системных вопросов: межведомственного взаимодействия по определению отраслевой принадлежности организаций физкультурно-спортивной направленности, финансового обеспечения реализации федеральных стандартов программ спортивной подготовки, создания системы выявления и сопровождения спортивно одаренных детей, а также кадрового обеспечения развития детско-юношеского спорта.
По итогам состоявшегося обсуждения Совет законодателей Сибирского федерального округа
РЕШИЛ:
1. Рекомендовать профильным комитетам обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть вопрос о внесении изменений:
1) В Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части более четкого разграничения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта по развитию детско-юношеского спорта, определив объем полномочий, формы и способы их реализации.
2) В Федеральные законы от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по итогам рассмотрения пункта 1.
3) В Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в части увеличения объема бюджетных ассигнований, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
– на внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки;
– на строительство спортивных сооружений.
2. Рекомендовать Министерству спорта Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации:
1) В целях совершенствования действующего законодательства в сфере развития детско-юношеского спорта проработать вопросы нормативно-правового обеспечения межведомственного взаимодействия реализации программ спортивной подготовки в части разработки механизмов:
– отбора и перевода в организации, осуществляющие спортивную подготовку, спортивно одаренных детей (в том числе детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, и детей, проходящих обучение в спортивных классах);
– отбора спортивно одаренных детей в процессе выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для прохождения спортивной подготовки.
2) Продолжить работу по совершенствованию действующего законодательства в части наделения федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта полномочиями по утверждению порядка добровольной аккредитации организаций, реализующих федеральные стандарты спортивной подготовки.
3) Разработать федеральные методические рекомендации по вопросам совместного использования объектов спорта организациями, осуществляющими спортивную подготовку в сфере спорта, организациями физкультурно-спортивной направленности в сфере дополнительного образования и организациями, осуществляющими проведение массовых спортивных мероприятий по месту жительства.
4) Создать систему государственной аттестации тренеров и иных специалистов отрасли, в том числе разработать и утвердить порядок присвоения квалификационных категорий.
5) Рассмотреть вопросы совершенствования системы подготовки кадров для реализации программ научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения подготовки спортивного резерва.
6) Рассмотреть вопросы совершенствования системы оплаты труда и мер социальной поддержки тренеров и иных специалистов физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
3. Рекомендовать законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации при совершенствовании региональных нормативных правовых актов:
1) Изучить опыт регионов по вопросам финансового обеспечения реализации стандартов спортивной подготовки, межведомственного взаимодействия, определения отраслевой принадлежности организаций физкультурно-спортивной направленности, создания системы выявления и сопровождения спортивно одаренных детей, в том числе детей, занимающихся массовыми видами спорта по месту жительства, вовлеченных в социально-спортивное движение – дворовый спорт и спортивные клубы, а также кадрового обеспечения развития детско-юношеского спорта.
2) Рассмотреть совместно с органами исполнительной власти практику:
– реализации и финансового обеспечения федеральных стандартов спортивной подготовки;
– предоставления субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;
– применения систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, с учетом единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
– применения системы мер, направленных на повышение уровня социальной защищенности спортсменов и тренеров, обеспечивающих реализацию программ спортивной подготовки (в том числе молодых специалистов);
– развитие системы профессиональной подготовки и стимулирования тренерских кадров организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, совершенствование их профессиональных компетенций.
3) Изучить опыт регионов по системе взаиморасчетов врачебно-физкультурных диспансеров, не включённых в базовую программу обязательного медицинского страхования, при направлении спортсменов в иные медицинские организации для дополнительного обследования.
4. Направить настоящее решение в Комитет Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике; Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи; Министерство спорта Российской Федерации; Министерство просвещения
Российской Федерации; Комиссию Совета законодателей по вопросам социальной политики; Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Сибирского федерального округа Российской Федерации.
Председатель
Совета руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
О.В. Козловская