3. Парламентская культура
ПАРЛАМЕНТСКАЯ КУЛЬТУРАЩербинин Алексей Игнатьевич,доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Томского государственного университета. Что такое «парламентская культура»? Деятельность парламента в публичной сфере и СМИ Парламентская речь и культура дебатов Прочитав этот раздел, вы сможете:
|
|
В узком смысле слова под «парламентской культурой» можно понимать публичное поведение депутатов в парламенте, регламентируемое и регулируемое парламентским регламентом, традициями поведения в законодательном органе, комиссией по парламентской этике, если таковая предусмотрена регламентом.
В широком смысле слова парламентская культура - это часть политической культуры общества в целом. То есть речь в этом случае идет о системе взглядов, убеждений, ценностных ориентаций личности, группы или общества в целом на политику. В данном случае практика подтверждает известное наблюдение, что демократия зависит не только от структур и институтов, она основывается на ценностях. Признание этого факта соотносится с тем, что даже одинаковые по структуре парламенты в разных странах будут действовать по-разному. К такому выводу более ста лет назад пришел французский психолог Г. Лебон, сравнивая политические режимы США и стран Латинской Америки, которые копировали американскую политическую систему. То, что Латинская Америка не достигла североамериканского процветания и уровня демократии, не в последнюю очередь связано с политической культурой. Это как бы внутреннее измерение политики, имеющее отражение в сознании и поведении граждан. Вот такое внутреннее измерение и находит отражение в отношении к парламенту. Начинается все с отношения к выборам. Чем меньше граждан, осознанно участвующих в выборах, тем ниже уровень парламентской культуры. К примеру, в США голосуют лишь 30-40% потенциальных избирателей от количества граждан, имеющих право голоса. Соответственно, мы можем сделать вывод о том, что лишь малая часть населения (поскольку остаются еще лица, не достигшие избирательного возраста) принимает решение за свою страну. И это не от отсутствия возможностей участия, а от отсутствия интереса. С другой стороны, мы не можем сделать вывод о прямой зависимости высокого процента участия граждан в избирательной кампании и высокого уровня парламентской политической культуры. Примером тому могут служить выборы в тот же Верховный Совет СССР, в которых участвовало свыше 90% избирателей. Следовательно, оговорка «осознанно участвующих» имеет принципиальное значение. |
С житейской точки зрения, это отнюдь не лишняя трата средств и усилий, если вспомнить время от времени возникающие потасовки в Госдуме РФ и японском парламенте, мегафоны и блокирование трибуны в Верховной Раде Украины. Добавим сюда и «непарламентские выражения» в адрес коллег по палате, и злоупотреб-ления отведенным для выступления временем для личного «пиара».
|
Парламентская культура не возникает автоматически. Весь политический строй должен свидетельствовать о том, что парламент - это выразитель самого высокого уровня власти, власти, идущей от народа. И когда председатель верхней палаты российского парламента в случае с отставкой прокурора говорит: «Утром меня вызвал президент», уже одно это свидетельствует о подчиненном положении законодательной власти. Парламентская культура предполагает в широком смысле слова не только наличие базовых социальных, экономических, правовых и политических знаний у народных избранников (наряду с глубокими знаниями в узкопрофессиональной сфере), но и стабильный уровень элементарных знаний в тех же областях и о месте парламента в их регулировании у самого общества. Без взаимовлияния этих условий парламент превращается в орган, регистрирующий законодательные инициативы, подготовленные исполнительной властью или группами экономических интересов. |
Уже в самом названии «законодательный»
определено то, что этот орган «дает законы», а «исполнительная» власть исполняет то, что наработано от имени народа парламентом. |
Особо следует остановиться на первой стороне вопроса. Современное общество сильно усложнилось, социальные процессы идут быстрее. Следовательно, решения надо принимать в обстановке все большей непредсказуемости и быстро. Депутаты даже говорить стали быстрее. И уж, конечно, содержательная сторона во многом зависит от знания. Все большую власть отвоевывают бюрократы и эксперты, действующие от их имени, а парламентарии ощущают все большую зависимость от их интерпретации обстановки в стране и мире. В свое время французский социолог М. Крозье вывел формулу, согласно которой объем власти зависит от объема неопределенности, и обосновал на этой формуле господство бюрократии. Итак, парламентарию, чтобы постоянно преодолевать неопределенность, следует не просто обгонять в области знaаний бюрократа, но и предугадывать новые проблемы и неопределенности. В этих условиях понятно, что одного депутатского срока недостаточно, и оправданным выглядит желание депутатов идти на следующий срок. Оправданным выглядит и еще одно изменение, когда не единоличный депутат представляет интересы какой-то локальной группы, а депутат как член партийной команды, обладающей аппаратом для изучения общества, имеющей свою схему его интерпретации. Существует и другая точка зрения по этому вопросу. Парламент предполагает деятельность от имени всего народа и в интересах всей страны. На деле же получается, что он действует через партийные фракции в интересах парламентских партий и на народные деньги. И еще о современных тенденциях. Ряд европейских парламентов оказался в сложных условиях в связи с деятельностью Европарламента и глобализацией социально-экономических и политических проблем. Это тоже отличительные особенности парламентской культуры современной эпохи. Тем не менее не исчезли и прежние критерии парламентской культуры. В первую очередь это связано с партийным «дизайном». Демократическая парламентская культура стремится уйти как от однопартийности, когда по определению устанавливается монополия на трактовку общества и законотворчество, так и от безбрежной многопартийности, когда весь спектр действующих в стране партий «организует» в парламенте анархию. «Лекарством» от первого является признанный статус системной оппозиции. Вторую болезнь предотвращают установкой пороговых барьеров на выборах. Партии, не набравшие определенного количества голосов, в парламент не проходят. Тем не менее они отражают спектр мнений, имеющихся в обществе, и обладают правом на существование, за исключением откровенно экстремистских, чья деятельность запрещена по закону. |
Норвежский политолог Ульф Торгерсен подсчитал, что в 1990-х гг. депутаты сторинга (парламент Норвегии) говорили на 50% быстрее, чем в 1940-х гг..
|
Еще лорд Болингброк писал в XVIII веке:
«Партии, даже до того, как они вырождаются полностью во фракции, представляют собой некоторую общность людей, связанных друг с другом определенными целями и определенными интересами, которые не являются либо им не дают стать целями и интересами всего общества. Но очень скоро и очень часто эти первоначальные цели и интересы перекрываются интересами более частными и более своекорыстными, которые затем становятся преобладающими». |
|
Деятельность парламентов
|
|
Как уже отмечалось в предыдущей главе, к классическим функциям парламента относится и информационная. Эта функция проистекает из непреложного правила, согласно которому закон - это опосредованное депутатами волеизъявление народа. Соответственно народ должен быть информирован, а в идеальном варианте имеет возможность принять участие в обсуждении тех перемен, которые вызовут данные изменения в его судьбе. Таким образом, не только парламент, но и все общество являются форумом, где происходит обмен идеями. Информационная функция находит свое отражение и в концепции отдельных парламентов. Есть так называемая концепция «работающего парламента», где основная деятельность падает на комитеты, как мы видели в предыдущей главе на примере американского Конгресса. Другой разновидностью является «обсуждающий парламент». В качестве примера возьмем Палату общин британского парламента. Именно там происходит публичный обмен мнениями по проблемам, волнующим все общество или отдельные его группы. То есть парламент, в хорошем смысле слова, оправдывает свое название - «говорильня». В таком варианте есть немало конструктивного, так как он позволяет учесть более широко, чем в случае с отдельным комитетом, общественное мнение. Это привычно для британского типа политической культуры. Именно в этой стране в XIX в. в кофейнях и клубах проходили публичные обсуждения социально значимых вопросов. И именно оттуда известный немецкий философ Ю. Хабермас заимствовал понятие «публичная сфера», так глубоко проникшее в науки, связанные с коммуникацией. |
|
Возникает проблема, которая для парламентской практики является достаточно острой. Если парламент реализует информационную функцию и, более того, является «обсуждающим», не следует ли его рассматривать как конкурента средствам массовой информации в обсуждении политически значимых вопросов? Следовательно, парламенты перестали быть рупорами идей только для элит, а работают теперь на широкую публику. И это приносит свои плоды: теперь парламентарии быстрее и доходчивее доносят свои идеи до избирателей, нежели через парламентскую трибуну. Публичность парламента, помноженная на силу телевидения, прежде всего, порождает соблазн вести прямые трансляции с заседаний парламента. Вероятно, нашлись бы и средства, беда в том, что рядовым гражданам предпочтительнее смотреть реалити-шоу, нежели парламентские дебаты даже с участием виртуозов публичных выступлений. Поэтому современные граждане, взвесив цену за политическую информацию (затраченное личное время, стоимость газет и журналов и т.п.), предпочитают довериться политикам-профессионалам. Вместе с тем новые технические возможности позволяют гражданам принять участие в обсуждении законов. Так, в США проводили эксперимент с использованием голосования телезрителей в режиме онлайн в процессе парламентских дебатов. Достаточно серьезно зарекомендовал себя такой интернет-проект, как «электронное правительство». Любую справку о деятельности Европарламента граждане входящих в него государств могут получить по интернет на родном языке. Новые средства коммуникации используются и местными парламентами. Так, на стадии выбора предмета законодательного регулирования Государственной Думой Томской области популярным и эффективным средством является интернет-проект «43-й депутат». |
В последнее время парламентарии все больше своим поведением и заявлениями напоминают персонажей телешоу.
|
Как писал известный социолог З. Бауман, «гражданин уходит с агоры» в мир таблоидов, реалити-шоу, сериалов. Политика же остается уделом профессионалов. Именно это потребительс-кое отношение к политике было сформулировано так: «Мы хотим, чтобы нами управляли, желательно, чтобы управляли хорошо, но в любом случае управляли».
|
|
И все же естественной средой парламентского общения является устное публичное выступление. Подобная практика возвращает нас к истокам деятельности представительной власти, когда в условиях аудио-визуального мира, не отягощенного СМИ, античный политик обязан был быть оратором. Однако и поныне политика - это мир слова, ее нельзя потрогать руками. Как писал немецкий политолог М. Хеттих, политика существует только в виде мышления, говорения и поведения. Поэтому зал заседания парламента для современного депутата - это своего рода афинская агора или римский форум. Здесь надо говорить, убеждать, спорить. Ведь в спорах, как известно, рождаются не только истина, но и недопонимание и, как следствие, дрязги, конфронтации.
|
|
Парламентская речь - это особый жанр. Оратору в данном случае надлежит не только внимательно, готовить содержание выступления, оттачивать логику, но и знать, что речь имеет особенность усиливать или, напротив, затмевать смысл излагаемого предмета. Нередко на Западе депутаты берут курсы риторики для того, чтобы добиться успеха в парламентских баталиях.
Номинативная функция связана с называнием - политическая речь маркирует окружающий мир. Достаточно вспомнить примеры из советской топологии: названия улиц, городов до сих пор размечают постсоветское пространство, привычно корректируя наше сознание и поведение. Коммуникативная функция связывает в единое речевое пространство говорящих и слушающих. Эмоционально-экспрессивная - несет в себе оценивающую и побуждающую нагрузку. Анна Михальская пишет об элементарных принципах и приемах риторики. Упрощенность, или «редукция смысла», когда вслед за минимизацией круга понятий подбирают клише и стереотипы. Затем выбираются антитезы и приемы контраста через бинарные оппозиции. Кстати, для политической речи в целом, как пишет М. Граффенхаген, директор Института политических наук в Штутгартском университете, хорошо сформулированные альтернативы играют большую роль. Повтор. Повтор и перефразирование - важнейшее средство обработки массового сознания. Враг. Необходимость в упрощенном образе врага в политической речи характерна не только для пропагандистской риторики, но и для политической речи как феномена. Апелляция к чувству и убеждение с помощью веры. Тесный контакт и непрерывное активное взаимодействие с аудиторией, постоянное обращение к ней за поддержкой. Доминирование. Оратор ведет за собой, даже включаясь в диалог, он увеличивает или сокращает расстояние между собой и аудиторией, перехватывает инициативу диалога. Парламентарии часто обращаются к метафоре. Метафора заставляет слушателей обратить внимание, более того, даже привлечь его к некоторому сходству - часто новому и неожиданному - между двумя и более предметами. При этом мы будем исходить из того, что логика нашего мышления системна. Поэтому сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода. Форма подачи речи образует то, что называется стилем. Это речевая организация стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств, обслуживающих определенную сферу речевого общения, имеющая жанрово-стилистическую ориентацию. Иными словами, это языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи. Из практики известно, что живая речь политика далека от научно-лингвистического или риторического образцов. В этом стиле могут сочетаться или доминировать такие специфические формы, как:
Все вышеперечисленное присутствует (или должно присутствовать) в речи парламентария. В единстве теории и практики формируются подлинные парламентские бойцы. |
Политическая речь выполняет следующие функции:
номинативную, коммуникативную, эмоционально- экс прессивную. |
В завершение обратим внимание на необходимость формирования парламентской культуры подрастающего поколения. Немало интересного в такой распространенной форме, как «свободные дебаты», дающей возможность показать и знания, и новые идеи, и технику доказательства/опровержения. Неслучайно, добавим от себя, «Дебаты Карла Поппера» сегодня становятся признанной в международном масштабе интеллектуальной игрой старшеклассников. Более «нагружена» игровыми атрибутами такая форма дискуссии, как Panel Debate, поскольку напоминает ток-шоу, сочетая в себе элементы лекции и групповой дискуссии. В России центром подобного образования в начале 1990-х гг. стал Юношеский институт парламентской культуры (ЮИПК), созданный в Санкт-Петербурге на базе Северо-западного кадрового центра (ныне Северо-западная академия государственной службы при Президенте РФ). ЮИПК ставил своей задачей реализацию программы «Школа демократической культуры» через обучение активных членов детских и молодежных объединений политологии, парламентской культуре, праву, социальной психологии. В перечне предметов преподавания в ЮИПК мы встречаем основы политологии, политическую культуру, социологию и психологию политики, историю политических учений, методы политического анализа. Непосредственно в области подготовки молодых лидеров: психология политического лидерства, практикум по искусству общения, выработке практических навыков политической деятельности и поведения, принятия политических решений. В этом же контексте, уместно привести в пример и томский опыт. Детско-юношеский парламент г. Томска (ДЮП) возник в декабре 1995 г. Наряду с такими важными проблемами, как «Подросток и общество», «Подросток и наркотики», «Подростковая преступность», «Гражданское и правовое образование» и т.п., учителя, старшеклассники из 67 школ Томска, политические деятели, областные и муниципальные руководители решали и проблемы школьного самоуправления, и деятельности старшеклассников города в так называемую «вторую половину дня». Как выяснилось, субъекты права, законодательной и исполнительной власти больше заинтересованы в урегулировании проблем, связанных со школой, то же, чем подросток занимается вне ее стен, осталось незаполненной нишей. Среди направлений деятельности хотелось бы выделить трудоустройство; работу телефона доверия «Подросток - подростку»; информационно-социологическую службу; правозащитную деятельность; профилактику наркомании и отклоняющегося поведения; экологическую работу, деятельность в сфере правового и гражданского образования. Работа ДЮП регулируется Уставом этой организации, предполагает наличие выборных должностей: спикер, секретарь, руководители комитетов. Должности и парламентские процедуры уже сами по себе предполагают серьезное отношение к организационной деятельности, получение элементарных знаний по теории парламентаризма, парламентской этике, теории дискуссий, риторике, общеизвестным правилам, сформулированным в свое время генералом Робертсом. Комитеты ДЮП очень скоро после создания перешли на работу по долгосрочным акциям (программам). Акция «Теплый дом» связана с помощью нуждающимся. По программе «Малая экология» реализовывались экологические проекты старшеклассников. Подростки самостоятельно выпускали газету «Парламентский вестник», проводили социологические исследования по программе «Портрет сверстника». Готовность помочь школам в организации органов самоуправления, работа над проектом «Рузвельт» по включению подростков-инвалидов в активную гражданскую жизнь - это уже уровень мультипликации опыта, реализация навыков менеджера в подростковой политике. Сегодня, спустя 10 лет, ДЮП работает во всех 9 избирательных округах областного центра. Немало интересного сулит и работа Молодежного парламента - важного воспитательного проекта областной Думы. |
К примеру, американский конгрессмен Гамильтон Ли
обращается к политологам с пожеланием учить граждан деятельности Конгресса таким образом, чтобы это снижало циничное и подозрительное отношение к представительной демократии. |
Резюме
|
|
Литература
|
|