Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

ПАРЛАМЕНТСКАЯ КУЛЬТУРА

Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.


Что такое «парламентская культура»?
Деятельность парламента в публичной сфере и СМИ
Парламентская речь и культура дебатов

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • связать понятие «парламентская культура» с политической культурой в целом;
  • познакомиться с работой парламента в публичной сфере;
  • узнать о его взаимоотношениях со СМИ;
  • получить сведения о парламентской этике и культуре дебатов.
 

Что может парламентская культура?

В узком смысле слова под «парламентской культурой» можно понимать публичное поведение депутатов в парламенте, регламентируемое и регулируемое парламентским регламентом, традициями поведения в законодательном органе, комиссией по парламентской этике, если таковая предусмотрена регламентом.

Москва. Митинг общественности в Лужниках в поддержку курса на перестройку советского общества. 1989 г.В широком смысле слова парламентская культура - это часть политической культуры общества в целом. То есть речь в этом случае идет о системе взглядов, убеждений, ценностных ориентаций личности, группы или общества в целом на политику. В данном случае практика подтверждает известное наблюдение, что демократия зависит не только от структур и институтов, она основывается на ценностях. Признание этого факта соотносится с тем, что даже одинаковые по структуре парламенты в разных странах будут действовать по-разному. К такому выводу более ста лет назад пришел французский психолог Г. Лебон, сравнивая политические режимы США и стран Латинской Америки, которые копировали американскую политическую систему. То, что Латинская Америка не достигла североамериканского процветания и уровня демократии, не в последнюю очередь связано с политической культурой.

Это как бы внутреннее измерение политики, имеющее отражение в сознании и поведении граждан. Вот такое внутреннее измерение и находит отражение в отношении к парламенту. Начинается все с отношения к выборам. Чем меньше граждан, осознанно участвующих в выборах, тем ниже уровень парламентской культуры. К примеру, в США голосуют лишь 30-40% потенциальных избирателей от количества граждан, имеющих право голоса. Соответственно, мы можем сделать вывод о том, что лишь малая часть населения (поскольку остаются еще лица, не достигшие избирательного возраста) принимает решение за свою страну. И это не от отсутствия возможностей участия, а от отсутствия интереса. С другой стороны, мы не можем сделать вывод о прямой зависимости высокого процента участия граждан в избирательной кампании и высокого уровня парламентской политической культуры. Примером тому могут служить выборы в тот же Верховный Совет СССР, в которых участвовало свыше 90% избирателей. Следовательно, оговорка «осознанно участвующих» имеет принципиальное значение.

С житейской точки зрения, это отнюдь не лишняя трата средств и усилий, если вспомнить время от времени возникающие потасовки в Госдуме РФ и японском парламенте, мегафоны и блокирование трибуны в Верховной Раде Украины. Добавим сюда и «непарламентские выражения» в адрес коллег по палате, и злоупотреб-ления отведенным для выступления временем для личного «пиара».

 Рабочий, читающий газету с манифестом об учреждении Государственной думы. Фотография. 6 авг. 1905 г. Парламентская культура не возникает автоматически. Весь политический строй должен свидетельствовать о том, что парламент - это выразитель самого высокого уровня власти, власти, идущей от народа. И когда председатель верхней палаты российского парламента в случае с отставкой прокурора говорит: «Утром меня вызвал президент», уже одно это свидетельствует о подчиненном положении законодательной власти.

Парламентская культура предполагает в широком смысле слова не только наличие базовых социальных, экономических, правовых и политических знаний у народных избранников (наряду с глубокими знаниями в узкопрофессиональной сфере), но и стабильный уровень элементарных знаний в тех же областях и о месте парламента в их регулировании у самого общества. Без взаимовлияния этих условий парламент превращается в орган, регистрирующий законодательные инициативы, подготовленные исполнительной властью или группами экономических интересов.

 
Уже в самом названии «законодательный»
определено то, что этот орган «дает законы», а «исполнительная» власть исполняет то, что наработано
от имени народа
парламентом.

Особо следует остановиться на первой стороне вопроса. Современное общество сильно усложнилось, социальные процессы идут быстрее. Следовательно, решения надо принимать в обстановке все большей непредсказуемости и быстро. Депутаты даже говорить стали быстрее.

И уж, конечно, содержательная сторона во многом зависит от знания. Все большую власть отвоевывают бюрократы и эксперты, действующие от их имени, а парламентарии ощущают все большую зависимость от их интерпретации обстановки в стране и мире. В свое время французский социолог М. Крозье вывел формулу, согласно которой объем власти зависит от объема неопределенности, и обосновал на этой формуле господство бюрократии. Итак, парламентарию, чтобы постоянно преодолевать неопределенность, следует не просто обгонять в области знaаний бюрократа, но и предугадывать новые проблемы и неопределенности. В этих условиях понятно, что одного депутатского срока недостаточно, и оправданным выглядит желание депутатов идти на следующий срок. Оправданным выглядит и еще одно изменение, когда не единоличный депутат представляет интересы какой-то локальной группы, а депутат как член партийной команды, обладающей аппаратом для изучения общества, имеющей свою схему его интерпретации.

Существует и другая точка зрения по этому вопросу. Парламент предполагает деятельность от имени всего народа и в интересах всей страны. На деле же получается, что он действует через партийные фракции в интересах парламентских партий и на народные деньги. И еще о современных тенденциях. Ряд европейских парламентов оказался в сложных условиях в связи с деятельностью Европарламента и глобализацией социально-экономических и политических проблем. Это тоже отличительные особенности парламентской культуры современной эпохи.

Тем не менее не исчезли и прежние критерии парламентской культуры. В первую очередь это связано с партийным «дизайном». Демократическая парламентская культура стремится уйти как от однопартийности, когда по определению устанавливается монополия на трактовку общества и законотворчество, так и от безбрежной многопартийности, когда весь спектр действующих в стране партий «организует» в парламенте анархию. «Лекарством» от первого является признанный статус системной оппозиции. Вторую болезнь предотвращают установкой пороговых барьеров на выборах. Партии, не набравшие определенного количества голосов, в парламент не проходят. Тем не менее они отражают спектр мнений, имеющихся в обществе, и обладают правом на существование, за исключением откровенно экстремистских, чья деятельность запрещена по закону.

 
Норвежский политолог Ульф Торгерсен подсчитал, что в 1990-х гг. депутаты сторинга (парламент Норвегии) говорили на 50% быстрее, чем в 1940-х гг..
Еще лорд Болингброк писал в XVIII веке:

«Партии, даже до того, как они вырождаются полностью во фракции, представляют собой некоторую общность людей, связанных друг с другом определенными целями и определенными интересами, которые не являются либо им не дают стать целями и интересами всего общества.
Но очень скоро и очень часто эти первоначальные цели и интересы перекрываются интересами более частными
и более своекорыстными, которые затем становятся преобладающими».

Деятельность парламентов
публичной сфере и СМИ

 Брифинг председателя Комитета Государственной Думы по обороне А. И. Николаева для корпуса военных атташе, аккредитованных в Москве. Малый зал. 27 июня 2002 г.Как уже отмечалось в предыдущей главе, к классическим функциям парламента относится и информационная. Эта функция проистекает из непреложного правила, согласно которому закон - это опосредованное депутатами волеизъявление народа. Соответственно народ должен быть информирован, а в идеальном варианте имеет возможность принять участие в обсуждении тех перемен, которые вызовут данные изменения в его судьбе. Таким образом, не только парламент, но и все общество являются форумом, где происходит обмен идеями. Информационная функция находит свое отражение и в концепции отдельных парламентов. Есть так называемая концепция «работающего парламента», где основная деятельность падает на комитеты, как мы видели в предыдущей главе на примере американского Конгресса. Другой разновидностью является «обсуждающий парламент». В качестве примера возьмем Палату общин британского парламента. Именно там происходит публичный обмен мнениями по проблемам, волнующим все общество или отдельные его группы. То есть парламент, в хорошем смысле слова, оправдывает свое название - «говорильня». В таком варианте есть немало конструктивного, так как он позволяет учесть более широко, чем в случае с отдельным комитетом, общественное мнение. Это привычно для британского типа политической культуры. Именно в этой стране в XIX в. в кофейнях и клубах проходили публичные обсуждения социально значимых вопросов. И именно оттуда известный немецкий философ Ю. Хабермас заимствовал понятие «публичная сфера», так глубоко проникшее в науки, связанные с коммуникацией.

 

Возникает проблема, которая для парламентской практики является достаточно острой. Если парламент реализует информационную функцию и, более того, является «обсуждающим», не следует ли его рассматривать как конкурента средствам массовой информации в обсуждении политически значимых вопросов? Следовательно, парламенты перестали быть рупорами идей только для элит, а работают теперь на широкую публику. И это приносит свои плоды: теперь парламентарии быстрее и доходчивее доносят свои идеи до избирателей, нежели через парламентскую трибуну.

Публичность парламента, помноженная на силу телевидения, прежде всего, порождает соблазн вести прямые трансляции с заседаний парламента. Вероятно, нашлись бы и средства, беда в том, что рядовым гражданам предпочтительнее смотреть реалити-шоу, нежели парламентские дебаты даже с участием виртуозов публичных выступлений. Поэтому современные граждане, взвесив цену за политическую информацию (затраченное личное время, стоимость газет и журналов и т.п.), предпочитают довериться политикам-профессионалам. Вместе с тем новые технические возможности позволяют гражданам принять участие в обсуждении законов. Так, в США проводили эксперимент с использованием голосования телезрителей в режиме онлайн в процессе парламентских дебатов. Достаточно серьезно зарекомендовал себя такой интернет-проект, как «электронное правительство». Любую справку о деятельности Европарламента граждане входящих в него государств могут получить по интернет на родном языке. Новые средства коммуникации используются и местными парламентами. Так, на стадии выбора предмета законодательного регулирования Государственной Думой Томской области популярным и эффективным средством является интернет-проект «43-й депутат».

В последнее время парламентарии все больше своим поведением и заявлениями напоминают персонажей телешоу.
Как писал известный социолог З. Бауман, «гражданин уходит с агоры» в мир таблоидов, реалити-шоу, сериалов. Политика же остается уделом профессионалов. Именно это потребительс-кое отношение к политике было сформулировано так: «Мы хотим, чтобы нами управляли, желательно, чтобы управляли хорошо, но в любом случае управляли».

Парламентская речь
и культура дебатов

И все же естественной средой парламентского общения является устное публичное выступление. Подобная практика возвращает нас к истокам деятельности представительной власти, когда в условиях аудио-визуального мира, не отягощенного СМИ, античный политик обязан был быть оратором. Однако и поныне политика - это мир слова, ее нельзя потрогать руками. Как писал немецкий политолог М. Хеттих, политика существует только в виде мышления, говорения и поведения. Поэтому зал заседания парламента для современного депутата - это своего рода афинская агора или римский форум. Здесь надо говорить, убеждать, спорить. Ведь в спорах, как известно, рождаются не только истина, но и недопонимание и, как следствие, дрязги, конфронтации.
 
Парламентская речь - это особый жанр. Оратору в данном случае надлежит не только внимательно, готовить содержание выступления, оттачивать логику, но и знать, что речь имеет особенность усиливать или, напротив, затмевать смысл излагаемого предмета. Нередко на Западе депутаты берут курсы риторики для того, чтобы добиться успеха в парламентских баталиях.

Номинативная функция связана с называнием - политическая речь маркирует окружающий мир. Достаточно вспомнить примеры из советской топологии: названия улиц, городов до сих пор размечают постсоветское пространство, привычно корректируя наше сознание и поведение. Коммуникативная функция связывает в единое речевое пространство говорящих и слушающих. Эмоционально-экспрессивная - несет в себе оценивающую и побуждающую нагрузку.

Анна Михальская пишет об элементарных принципах и приемах риторики.

Упрощенность, или «редукция смысла», когда вслед за минимизацией круга понятий подбирают клише и стереотипы. Затем выбираются антитезы и приемы контраста через бинарные оппозиции. Кстати, для политической речи в целом, как пишет М. Граффенхаген, директор Института политических наук в Штутгартском университете, хорошо сформулированные альтернативы играют большую роль.

Повтор. Повтор и перефразирование - важнейшее средство обработки массового сознания.

Враг. Необходимость в упрощенном образе врага в политической речи характерна не только для пропагандистской риторики, но и для политической речи как феномена.

Апелляция к чувству и убеждение с помощью веры.

Тесный контакт и непрерывное активное взаимодействие с аудиторией, постоянное обращение к ней за поддержкой.

Доминирование. Оратор ведет за собой, даже включаясь в диалог, он увеличивает или сокращает расстояние между собой и аудиторией, перехватывает инициативу диалога.

Парламентарии часто обращаются к метафоре. Метафора заставляет слушателей обратить внимание, более того, даже привлечь его к некоторому сходству - часто новому и неожиданному - между двумя и более предметами. При этом мы будем исходить из того, что логика нашего мышления системна. Поэтому сущность метафоры состоит в осмыслении и переживании явлений одного рода в терминах явлений другого рода.

Форма подачи речи образует то, что называется стилем. Это речевая организация стилистически окрашенных и нейтральных языковых средств, обслуживающих определенную сферу речевого общения, имеющая жанрово-стилистическую ориентацию. Иными словами, это языковая подсистема со своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в основном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи. Из практики известно, что живая речь политика далека от научно-лингвистического или риторического образцов. В этом стиле могут сочетаться или доминировать такие специфические формы, как:

  • официально-деловой (точность, не допускающая инотолкований, стандартизированность, предписывающий характер изложения официальной информации), или вид его речевого штампа как канцеляризм - связанный с неоправданным использованием элементов официально-делового стиля в рамках других функциональных стилей;
  • обыденно-разговорный стиль речи (своеобразие норм неофициального, непринужденного общения).
    публицистический стиль речи - одна из функциональных разновидностей языка,
  • обслуживающая сферу политико-идеологических общественных отношений. Основным семантико-конструктивным принципом публицистического стиля является сочетание экспрессии и стандарта, обусловленное ценностной ориентацией передаваемой информации.
Стиль речи зависит от того, насколько богат словарь политика, как он выстраивает аргументы (логика, использование цифр, фактов, поговорок, афоризмов, цитат).

Все вышеперечисленное присутствует (или должно присутствовать) в речи парламентария. В единстве теории и практики формируются подлинные парламентские бойцы.

Политическая речь выполняет следующие функции:

номинативную,
коммуникативную,
эмоционально-
экс прессивную.

В завершение обратим внимание на необходимость формирования парламентской культуры подрастающего поколения. Немало интересного в такой распространенной форме, как «свободные дебаты», дающей возможность показать и знания, и новые идеи, и технику доказательства/опровержения. Неслучайно, добавим от себя, «Дебаты Карла Поппера» сегодня становятся признанной в международном масштабе интеллектуальной игрой старшеклассников. Более «нагружена» игровыми атрибутами такая форма дискуссии, как Panel Debate, поскольку напоминает ток-шоу, сочетая в себе элементы лекции и групповой дискуссии.

В России центром подобного образования в начале 1990-х гг. стал Юношеский институт парламентской культуры (ЮИПК), созданный в Санкт-Петербурге на базе Северо-западного кадрового центра (ныне Северо-западная академия государственной службы при Президенте РФ). ЮИПК ставил своей задачей реализацию программы «Школа демократической культуры» через обучение активных членов детских и молодежных объединений политологии, парламентской культуре, праву, социальной психологии. В перечне предметов преподавания в ЮИПК мы встречаем основы политологии, политическую культуру, социологию и психологию политики, историю политических учений, методы политического анализа. Непосредственно в области подготовки молодых лидеров: психология политического лидерства, практикум по искусству общения, выработке практических навыков политической деятельности и поведения, принятия политических решений.

В этом же контексте, уместно привести в пример и томский опыт. Детско-юношеский парламент г. Томска (ДЮП) возник в декабре 1995 г. Наряду с такими важными проблемами, как «Подросток и общество», «Подросток и наркотики», «Подростковая преступность», «Гражданское и правовое образование» и т.п., учителя, старшеклассники из 67 школ Томска, политические деятели, областные и муниципальные руководители решали и проблемы школьного самоуправления, и деятельности старшеклассников города в так называемую «вторую половину дня». Как выяснилось, субъекты права, законодательной и исполнительной власти больше заинтересованы в урегулировании проблем, связанных со школой, то же, чем подросток занимается вне ее стен, осталось незаполненной нишей. Среди направлений деятельности хотелось бы выделить трудоустройство; работу телефона доверия «Подросток - подростку»; информационно-социологическую службу; правозащитную деятельность; профилактику наркомании и отклоняющегося поведения; экологическую работу, деятельность в сфере правового и гражданского образования. Работа ДЮП регулируется Уставом этой организации, предполагает наличие выборных должностей: спикер, секретарь, руководители комитетов. Должности и парламентские процедуры уже сами по себе предполагают серьезное отношение к организационной деятельности, получение элементарных знаний по теории парламентаризма, парламентской этике, теории дискуссий, риторике, общеизвестным правилам, сформулированным в свое время генералом Робертсом.

Комитеты ДЮП очень скоро после создания перешли на работу по долгосрочным акциям (программам). Акция «Теплый дом» связана с помощью нуждающимся. По программе «Малая экология» реализовывались экологические проекты старшеклассников. Подростки самостоятельно выпускали газету «Парламентский вестник», проводили социологические исследования по программе «Портрет сверстника». Готовность помочь школам в организации органов самоуправления, работа над проектом «Рузвельт» по включению подростков-инвалидов в активную гражданскую жизнь - это уже уровень мультипликации опыта, реализация навыков менеджера в подростковой политике. Сегодня, спустя 10 лет, ДЮП работает во всех 9 избирательных округах областного центра. Немало интересного сулит и работа Молодежного парламента - важного воспитательного проекта областной Думы.

К примеру, американский конгрессмен Гамильтон Ли
обращается к политологам с пожеланием учить граждан деятельности Конгресса таким образом, чтобы это снижало циничное и подозрительное отношение к представительной демократии.

Резюме

  • Парламентская культура - это своего рода внутреннее измерение политики: система взглядов, убеждений, ценностей, в сознании и поведении граждан, отражающих их отношение к парламенту.
  • Парламентская культура предполагает не только наличие базовых социальных, экономических, правовых и политических знаний у депутатов, но и стабильный уровень элементарных знаний в этих же областях и о месте парламента в их регулировании у самого общества.
  • Существует две концепции парламента - «работающий» типа Конгресса США
    и «обсуждающий» - Палата общин британского парламента.
  • Парламентская речь - это особый жанр, который в общем выполняет номинативную, коммуникативную и экспрессивную функции.
  • Форма подачи речи образует то, что называется стилем. Стиль речи зависит от того, насколько богат словарь политика, как он выстраивает аргументы (логика, использование цифр, фактов, поговорок, афоризмов, цитат).
  • Перспективы развития парламентской культуры связаны с обучением и воспитанием молодежи, информированностью всего населения.

Литература

  1. Джанда К., Берри Дж. М., Голдман Дж., Хула К. Трудным путем демократии:
  2. Процесс государственного управления в США. - М., 2006. Гл.8. Конгресс.
  3. Илберт К. Парламент: Его история, организация и практика. - Пг., 1915.
  4. Романов Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность. Учеб. пособие. - М., 2002.
  5. Cаидов А.Х. Национальные парламенты мира. Энциклопедический справочник. - М., 2005.
  6. Щербинин А.И. Политическое образование. Учебное пособие. - М., 2005.
  7. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи. - СПб., 1908
   
Материалы к лекции 3. Парламентская культура
Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: