Выступление Оксаны Козловской на 24 собрании Думы
- Повестка
- Протокол
- Стенограмма
- Выступление председателя
Уважаемые депутаты! Приглашенные!
Не могу не сказать о страшной трагедии в Керчи, которая потрясла всю страну. Двадцать одна человеческая жизнь, еще 50 пострадавших.
К сожалению, эта трагедия далеко не первая в мире. Но, россияне с такой проблемой и трагедией столкнулись впервые! Сейчас специалисты пытаются разобраться, что стало причиной агрессии молодого 18-летнего парня. Почему все чаще в разных странах это происходит. А главное – что нужно сделать, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем. Как защитить и нравственно воспитать нашу молодежь. И какова в этом роль семьи, системы образования, общества, власти.
Пока на эти вопросы нет готовых ответов. И я предлагаю тему воспитания молодежи вынести на парламентские слушания с участием Общественной палаты, педагогического сообщества, правозащитников, институтов гражданского общества. А начнем мы этот разговор уже 9 ноября на традиционных Макариевских чтениях.
Уважаемые коллеги!
Главное в экономической повестке России – обсуждение проекта бюджета на 2019 – 2021 годы.
Отмечу, новый бюджетный цикл – особенный. Основа его – государственная политика прорыва, принятая майским Указом Президента.
Напомню, ключевые национальные цели Указа – вхождение России в топ-пять крупнейших экономик мира и число стран с продолжительностью жизни людей более 80 лет. Для этого нужны темпы экономического роста не ниже среднемировых, уровень инфляции не более 4 %. И – устойчивый рост реальных доходов граждан.
Эти подходы и заложены в основу нового трехлетнего бюджета страны.
Но, решить такие амбициозные задачи только за счет бюджетных средств, вряд ли удастся.
Правительство России рассматривает бюджет, как ключевой инструмент развития экономики, предложив значительный пакет стимулирующих мер для инвесторов, компаний, людей и регионов.
Мировой опыт показал, что темп социально-экономического развития стран в наибольшей мере зависит от инвестиций в основной капитал и «умную экономику». Только в сочетании эти два локомотива могут обеспечить ускоренные темпы роста ВВП.
Задача – за шесть лет увеличить долю инвестиций в основной капитал в структуре ВВП России с 21 % до 25 % (аналогичные показатели должны быть приняты и субъектами РФ).
А это – кратное увеличение высокотехнологичных отраслей, вложения в образование, здравоохранение, цифровую экономику, создание современной транспортно – логистической инфраструктуры.
Именно поэтому главная новация федерального бюджета – стимулирование инвестиционной активности за счет реализации двенадцати национальных проектов. Кстати, в бюджете на них предусмотрено – 5.6 трлн. рублей на три года (на шесть лет – 9.0 трлн.руб.). Это – немалые средства!
При этом, каждый нацпроект имеет региональную часть. Большую долю софинансирования по ним федеральный центр берет на себя (97 %). К сожалению, пока до регионов объемы средств не доведены.
Это и стало основной причиной переноса сроков рассмотрения проекта областного бюджета в первом чтении – на ноябрьское собрание Думы.
Теперь остановлюсь на некоторых стимулах для развития бизнеса.
Для финансирования инфраструктурных проектов создан федеральный Фонд развития (3, 5 трлн.руб. на шесть лет). Задача Фонда – обеспечить отбор проектов, существенно улучшающих структуру экономики и качество жизни людей.
Следующая новация – отмена налога на движимое имущество организаций. С одной стороны – это стимул для компаний вкладывать средства в модернизацию производства, наращивать производительность труда. С другой, это – выпадающие доходы региональных бюджетов. Цена вопроса для нашей области – 2.6 млрд.рублей. Возможно, частично эти деньги компенсируются за счет прибыли, которая будет образовываться на производствах, но и Министерство финансов обещает их компенсировать. Правда опыт подсказывает, что так происходит не часто.
Для стимулирования частных инвестиций определены приоритеты государственной поддержки, Это – строительство инфраструктурных объектов, поддержка роста экспорта и производительности труда. Цифровизация и малый бизнес.
Важно и то, что претендовать на федеральные средства по крупным проектам сможет тот бизнес, который не только готов в них инвестировать, но и имеет историю успеха.
Кстати, по всем отраслям экономики Правительство намерено принять конкретные показатели роста инвестиций и назвать ответственные федеральные ведомства. Может быть, есть смысл и нам заложить такой подход.
Новые источники роста предполагают и участие средств населения. Через развитие рынка ценных бумаг, добровольного страхования, пенсионных накоплений граждан. Надо признать, что пока эти инструменты слабо используются. Хотя, по выпуску облигационных займов для населения Томская область – признанный лидер в стране.
Но, есть и печальный опыт. Жители только шести из 122-х квартир горевшего жилого дома в Томске, застраховали свою собственность. Результат – вам известен. В очередной раз основную часть финансовой нагрузки по восстановлению дома берет на себя консолидированный бюджет.
Идет поиск новых подходов и в сокращении нагрузки на малый бизнес.
В Госдуму внесен проект федерального закона о проведении с 1 января 2019 года эксперимента по легализации самозанятых в четырех субъектах РФ (Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане). Для этой категории предлагается ввести специальный налоговый режим в виде профессионального дохода.
Учитывая, что в структуре хозяйствующих субъектов нашей экономики доля индивидуальных предпринимателей почти 40 %, высоки и риски выпадающих доходов областного бюджета. А, значит – нам совместно с администрацией нужно очень внимательно следить за этим «пилотом» !
Второй ключевой приоритет федерального бюджета – качество жизни и качество человеческого капитала. И здесь немало системных новаций.
С 1 января 2019 года вводится ежегодное повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума в целом по России (с 11163 до 11280 руб.). И, хотя МРОТ вырастет только на один процент, для увеличения зарплаты в отраслях бюджетной сферы нам потребуется дополнительно найти – 47.0 млн.рублей в областном бюджете.
Кроме того, федеральный бюджет с 1 января следующего года предусматривает индексацию страховых пенсий неработающих пенсионеров на уровне выше инфляции – 7.0 % (это коснется – почти 230-ти тысяч наших земляков). Напомню, что плюсом к этому мы приняли решение – распространить все действующие областные льготы для пенсионеров, на граждан предпенсионного возраста.
Особое место в очередном трехлетнем бюджете занимают программы развития человеческого капитала. Они объединяют пять национальных проектов: «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Наука». «Культура». На них приходится 60 % общих расходов на нацпроекты. И в каждом из них – комплекс мероприятий для регионов. Мы к ним еще будем возвращаться, прежде всего, через областные государственные программы.
Несколько слов о возможностях областного «бюджета развития».
Итоги восьми месяцев этого года в который раз показали устойчивый рост поступлений с территории Томской области в бюджетную систему страны. Рост уже составил 38 % против 21 % – по России. А объем страховых взносов вырос на 16 % (против 12 % по стране).
При этом, доходная часть нашего бюджета остается скромной. Именно поэтому при обсуждении проекта областного бюджета на 2019-2021 годы крайне важно понять федеральную составляющую и условия участия региона в национальных проектах.
По заявлению вице- премьера А.Г. Силуанова это произойдет в ноябре.
Значит, у нас с Администрацией непростая задача – в короткие сроки всесторонне, публично обсудить и принять сбалансированный бюджет на очередной трехлетний период.
О повестке заседания.
Мы рассмотрим – 39 вопросов.
1. Во-первых – признАем полномочия областного депутата от партии «Единая Россия» в Асиновской территориальной группе – Копыловой Гульнур Халяфовны. Она – заведующая родильным отделением Асиновской ЦРБ. И вопросы охраны здоровья людей знает не понаслышке. Важно, что в думе появится еще один профессиональный эксперт, готовый работать в интересах наших земляков.
2. Поправки в областной бюджет этого года за счет федеральных средств увеличат расходы на 83.0 млн. рублей. Деньги пойдут на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, лекарств и медицинских изделий.
Кроме того, за счет перемещений внутри областного бюджета почти 225, 0 млн. рублей будет направлено на выполнение решения о повышении заработной платы в связи с ростом МРОТа до прожиточного минимума и начислением районного коэффициента и северных надбавок сверх МРОТа.
Еще 200.0 млн. рублей получат областные лечебные учреждения за уже оказанную жителям медицинскую помощь.
3. Сегодня же мы рассмотрим в первом чтении закон о бюджете Фонда ОМС на три года. В 2019 году мы ожидаем увеличение федеральной субвенции на 10 %. А это – почти 1.6 млрд.рублей. В первую очередь, это приведет к росту доступности качественной онкопомощи – за счет расширения схем лечения, применения современных лекарственных препаратов, в том числе дорогостоящих. Всего жители области смогут бесплатно получать более 36 видов высокотехнологичной медицинской помощи.
4. Ежегодно областным законом мы устанавливаем и величину прожиточного минимума для доплаты пенсионерам, у которых доход ниже него. Таких людей сегодня в регионе почти 24.0 тысячи. Средний размер доплаты составляет – 1700 руб. на человека в месяц. А общая сумма бюджетных средств – почти 0.5 млрд. рублей.
5. Очень чувствителен для жителей области и вопрос кадастровой стоимости недвижимости. Именно поэтому мы не торопились с принятием этого областного закона, хотя подавляющее большинство российских регионов закон уже приняли. Федеральный закон обязывает нас перейти на уплату налога на имущество по кадастровой стоимости – не позднее 1 января 2020 года. А это требует новой оценки недвижимости. Сегодня этот вопрос нам и предстоит обсудить.
6. В рамках «Часа Губернатора» заслушаем информацию заместителя Губернатора по образованию и науке Л. М. Огородовой об итогах и особенностях приемной кампании в томских колледжах и университетах в этом году. Причем, с учетом приоритетов развития региональной экономики.
Спасибо за внимание.
Продолжаем работу.