Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Уважаемые депутаты! Приглашенные!

Сегодня мы открываем осеннюю сессию. За летний период произошло много значимых политических и экономических событий и в России и в мире. Традиционно III-й квартал – это завершение работы над проектами федерального и регионального бюджетов.

Особенность бюджета до 2024 года – реализация майского Указа Президента России.

По поручению Президента, федеральное Правительство ведет подготовку двенадцати национальных проектов развития России на шесть лет.

Главная цель – неуклонное повышение качества жизни россиян. Рост экономики за счет наших конкурентных преимуществ. Бесспорно, одно из них – обширность российского пространства.

В последние годы международные эксперты отмечают глобальный экономический тренд постепенного роста доли услуг, инноваций, образования и культуры как в мировом, так и российском валовом внутреннем продукте. При этом, происходит снижение роли природных ресурсов. Значит, и территория любой страны должна соответствовать этим изменениям. И новым экономическим отношениям.

За последние годы в нашей стране произошло «уплотнение» экономического пространства. На пяти процентах территории России сегодня производится свыше 40% суммарного валового регионального продукта. А на территории европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока, составляющих в совокупности 83% площади государства, этот показатель – ниже 30%. Очевидно, что ограниченное число центров экономического роста – одна из главных причин региональных диспропорций.

Наиболее показательно неравенство «бюджетов развития» субъектов РФ. Так, в прошлом году Москва затратила на «бюджет развития» более 30% общих расходов регионального бюджета, Томская область – только 6%. Аналогичная ситуация и в других регионах.

Кстати, и средняя заработная плата в экономике нашей области, при наличии районного коэффициента и северных надбавок, в два раза ниже, чем в Москве, где их нет.

Существенный вклад в рост столичного подоходного налога вносит и маятниковая миграция рабочей силы из центральной части России. При этом, социальные льготы эти работники получают за счет бюджетов своих регионов.

Такие примеры есть и у нас. Ежедневно более 17,0 тысяч человек выезжают из Северска на работу в областной центр. А три тысячи томичей – едут в закрытый город.

Очевидно, что такие экономические и социальные дисбалансы требуют территориальной привязки на всех этапах стратегического планирования.

Не случайно более трети всех национальных проектов майского Указа Президента связаны со сквозным управлением территорией РФ, включая трудовые ресурсы, инвестиции, социальную и инженерную инфраструктуру.

Правительство внесло на обсуждение регионов проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года. А в Госдуму - проект закона о создании специального «Фонда развития». Задача Фонда - провести модернизацию и расширение всей магистральной инфраструктуры страны на основе государственно - частного партнерства. Объем бюджетных инвестиций за шесть лет составит 3,5 трлн. рублей.

Это – вложения в аэропорты, железные дороги и транспортные коммуникации, в том числе, межрегиональные.

Согласитесь, у нас по всем этим направлениям за последнее время делается немало. Только в прошлом году консолидированный бюджет области направил свыше 6,0 млрд. руб. на строительство и ремонт региональных и муниципальных дорог, аэропортов, модернизацию инженерной инфраструктуры и субсидирование перевозчиков. Плюс, 2,0 млрд. рублей -частные инвестиции.

Но, главной проблемой в реализации инфраструктурных проектов, все-таки, остается недостаток финансирования. Сегодня «лист ожидания» только на ремонт дорог включает объекты на сумму более 60,0 млрд. рублей.

И нам предстоит доказать Правительству приоритетность господдержки из «Фонда развития» именно наших проектов. Администрация Томской области такие предложения уже подготовила.

Стратегия пространственного развития - комплексный документ. И, по мнению большинства регионов - чрезвычайно актуальна. В современной российской истории такого документа еще не было.

Цель Стратегии - организовать комфортное, безопасное пространство всей страны в интересах людей. Так, чтобы каждый человек, независимо от места проживания, имел равный доступ к единому «стандарту качества жизни», так называемому «стандарту благополучия».

А с учетом экономической специализации каждого субъекта – обеспечить ускоренный рост экономики России.

И нам уже сегодня важно понимать - какие отрасли эффективной экономической специализации Томской области войдут в окончательный вариант Стратегии ( а значит, получат право на финансирование из федерального бюджета ).

Пока в проекте документа среди 19 –ти перспективных отраслей нашей экономики, которые уже включены, не учтена важная специализация «Научные исследования и разработки, образование». А она является основной точкой роста.

Напомню, Томская область на протяжении почти десяти лет отмечает рост доли научно-образовательного комплекса в структуре ВРП. Сегодня она порядка 8%, что выше среднесроссийского уровня. За это время в создание условий для развития этих секторов вложено немало бюджетных средств. Один из источников - суммарный бюджет томских университетов и академических институтов. В прошлом году он приблизился к 25,0 млрд. руб.

Результаты работы томского НОКа, его кооперация с высокотехнологичным бизнесом признаны федеральным центром, ведущими институтами развития и международными рейтингами. Именно это позволило начать отработку пилотной модели региона с высокой концентрацией научно-технологического потенциала в рамках федеральной Стратегии НТР. Понятно, что научные разработки мирового уровня не могут возникнуть везде. Нужны условия: не только инновационная инфраструктура, интеллектуальный потенциал, но и особая среда. У нас все это – уже есть и развивается!

А с учетом глобальных изменений в мировой экономике, НОК из социальной сферы превратился в новую индустрию, механизмы развития которой только формируются. Один из них – перспективные центры экономического роста, в том числе, крупные городские агломерации.

Это – еще один приоритет Стратегии пространственного развития.

Сегодня в России сформировалось - 26 агломераций. В них проживают почти 73 миллиона человек. Их вклад в экономику страны - определяющий. Планируется увеличение числа агломераций – до сорока. Предложены и стимулы для повышения мобильности людей. Например, качественный рынок арендного жилья, специальные условия ведения бизнеса, лучшие условия труда, комфортная городская среда.

Многими из этих вопросов мы занимаемся. Прежде всего, это поддержка предпринимательства, стимулы для инвесторов, экспортеров, резидентов ТВЗ и промпарков. За два года на реализацию проекта «Комфортная городская среда» бюджет направил почти 600 млн. рублей.

Важно, что в правительственном документе Томская агломерация, как перспективный центр экономического роста - уже есть! ( это Томск – Северск - Томский район ). Именно в таких центрах в приоритетном порядке планируется господдержка высокотехнологичных и наукоемких секторов, повышение качества городской среды и снятие транспортных ограничений. При этом, по условиям Стратегии, наша агломерация должна обеспечить ежегодный прирост ВРП не менее одного процента. А есть агломерации, перед которыми будет стоять задача увеличения ВРП не менее пяти процентов.

Вместе с тем, бОльшая часть площади Томской области ( как и страны в целом ) к городской агломерации не относится. Для этих районов предлагается другой инструмент - Комплексная программа развития малых городов и сельских территорий. Здесь среди приоритетов: транспортная доступность до райцентра, встраивание в цепочки добавленной стоимости, туризм.

И еще одна цель Стратегии - улучшить территориальную организацию и качество оказания социальных услуг.

Речь идет о размещении сети социальных объектов с учетом численности населения, его потребностей в услугах, участии частных организаций и возможностей макрорегионов!

Кстати, число макрорегионов предлагается увеличить с семи до 14-ти. Наша область вместе с Новосибирской, Кемеровской, Омской, Алтайским краем и Республикой Алтай образуют Южно- Сибирский макрорегион. Так пока предлагает проект Стратегии.

Уважаемые коллеги!

Не случайно в июне этого года мы провели выездной Совет Думы в микрорайонах комплексной застройки: «Южные ворота», «Радонежский и «Северный парк».

По общему мнению депутатов, томские строители успешно отрабатывают проектную модель комплексной застройки территории в границах населенного пункта, возводя одновременно жилье, детские садики, школы (а в «Северном парке» частный инвестор строит поликлинику на 100 мест ).

Кстати, общий объем инвестиций только в «Северный парк» и «Южные ворота» превысит 30,0 млрд. рублей ( более 40% объема – уже построено ).

Изначально основой таких проектов было государственно-частное партнерство.

Правда, федеральный центр в очередной раз поменял условия финансирования строительства жилья в рамках этих государственных программ. И теперь требуется найти новые финансовые механизмы комплексного развития таких территорий.

Именно поэтому есть необходимость вернуться к вопросам транспортного каркаса Томска и области, в том числе, в границах макрорегионов. К управлению потоками маятниковой миграции. А главное, к источникам финансирования социальных объектов и инженерной инфраструктуры в новых микрорайонах.

Напомню, Правительству России поручено утвердить Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры страны - до 1 октября этого года.

Наша задача – законодательно обеспечить приоритеты пространственного развития Томской области, в том числе уже и в областном бюджете на 2019-2021 годы.

О повестке собрания.

1. В последние годы в стране и регионах растет значимость института государственной защиты прав и свобод человека. И наши земляки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, все чаще обращаются к Уполномоченному по правам человека. Это – очень важно для сохранения социальной стабильности в регионе! Значит, неформальный подход, поиск вариантов решения проблем людей со стороны действующего Уполномоченного – Карташовой Е.Г. – дают результаты.

Сегодня мы в третий раз должны принять решение об Уполномоченнном по правам человека. Отмечу, что и Губернатор и Председатель Думы воспользовались своим правом и внесли на Ваше рассмотрение единую кандидатуру Елены Геннадьевны Карташовой. Ее поддерживает и Уполномоченный по правам человека в РФ.

2. Сегодня же мы начнем рассмотрение на «Часе губернатора» региональной части новых Президентских национальных проектов. Первый из них – один из самых масштабных - национальный проект по здравоохранению.

3. Поправки в областной бюджет увеличат расходы почти на 58,0 млн. рублей.

Деньги пойдут:

  • на поддержку сельхозтоваропроизводителей - более 26,0 млн. руб.;

  • на техническое оснащение детских и кукольных театров и развитие творческой деятельности - более 12,0 млн. руб.;

  • А 3,0 млн. руб. – на социальные выплаты ветеранам боевых действий и семьям с детьми – инвалидами.

4. Изменения в областной закон о перевозках пассажиров автомобильным транспортом – очередной шаг на пути оздоровления системы государственных и муниципальных пассажирских перевозок. В этом заинтересованы и пассажиры, и перевозчики во всех районах области. На эти цели в госпрограмме «Развитие транспортной системы области» теперь предусмотрено - 33 млн. рублей.

Всего в повестке – 31 вопрос.

Спасибо за внимание.

Продолжаем работу.

 

Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: