Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Уважаемые депутаты!

Последний год в мире идет масштабная дискуссия о месте новых технологий и роли человека в цифровом будущем. И сегодня в своем выступлении я остановлюсь на этой теме.

Выступление Оксаны Козловской на 14 собрании Думы

По данным Глобального института McKinsey в этом году каждый второй житель Земли подключился к интернету. Кстати, Россия по числу пользователей интернетом занимает – второе место в Европе и шестое – в мире.

А в ближайшие двадцать лет – половина всех рабочих операций может быть автоматизирована.

По масштабам этот процесс сопоставим с промышленной революцией прошлого века.

Мы живем – в «цифровую эру». По оценкам экспертов мировой доход на рынке «больших данных» уже в этом году превысит 150 млрд. долларов. И каждые два года этот объем – удваивается.

Сегодня информация – общепризнанный фактор производства в любой коммерческой деятельности. «Цифровой след» оставляет и человек – в социальных сетях, блогах, государственных автоматизированных системах и порталах. Незаметно для нас электронные «данные» становятся жизненно-важным активом, проникая в наши города, дома, машины.

А это уже – новые рынки, вслед за которыми радикально меняется современная структура экономики стран и регионов. И в нашей области мы видим, как новые игроки меняют привычный облик целых отраслей.

На этом фоне большинство государств рассматривают свое будущее в глобальной цифровой экономике, основанной на «данных». И Россия – не исключение. А ключевые задачи для всех государств – одни:

• Создание благоприятных условий для инноваций;

• Рост инвестиций в цифровые технологии и информационную инфраструктуру мирового уровня;

• Подготовка кадров для цифровой экономики;

• Вовлечение бизнеса и человека в эти процессы

Напомню, в июле Правительство России утвердило программу развития цифровой экономики до 2025 года. Главная цель – уход от сырьевой зависимости через новые рынки и технологии.

В программе определены три основных направления:

• Во-первых, развитие 9-ти приоритетных рынков и отраслей;

• Второе – концентрация на семи основных сквозных цифровых технологиях. Среди них – промышленный интернет, робототехника, большие данные, искусственный интеллект. И именно эти технологии должны формировать новые компетенции персонала;

• И третье – создание среды для взаимодействия участников программы. А это, прежде всего, законодательство, инфраструктура, кадры.

Общая стоимость программы для бюджета – 100.0 млрд. рублей в год. Но, основную часть инвестиций берет на себя бизнес, уже работающий в индустрии «цифры» (Росатом, Ростех, Сбербанк, телеком-сектор). За государством – финансирование преобразований в публичном секторе (образование, здравоохранение, городская среда).

Недавно и томичи обсуждали эти вопросы на форуме «IT – город». Несмотря на разные мнения участников, у большинства экспертов есть общая позиция – в России должна быть своя цифровая экономика, а значит: российское правовое поле, свои кадры, собственное оборудование, элементная база, информационная инфраструктура, обеспечивающая национальную безопасность и качество жизни людей.

Для Томской области – это особенно важно. Ведь, мы давно и последовательно занимаемся этими вопросами. И, как отметил на форуме Губернатор, наша задача – «приземлить» цифровую экономику в регионе.

Согласитесь, мы немало для этого сделали.

Мы уже участвуем в крупнейших цифровых инфраструктурных проектах России.

В прошлом году на цифровой формат в области переведены десять каналов российского телевидения и региональные новости.

А в рамках федерального проекта по сокращению цифрового неравенства более 90 % жителей региона получили доступ в Интернет.

Другой факт. В этом году мы – девятые в российском рейтинге по уровню развития информационного общества. А это – телемедицина, дистанционное образование, электронные дневники и регистратуры.

Плюс – уже каждый третий наш житель имеет полный доступ к единому порталу государственных и муниципальных услуг. Правда, пока в создание единого информационного пространства недостаточно вовлечены муниципальные образования (и здесь одна из главных причин – отсутствие подготовленных кадров). Хотя такой опыт в стране есть, в том числе, по переводу муниципальных услуг в электронный вид (в Татарстане, ХМАО, Калужской, Тюменской областях).

Особо отмечу возможности электронных ресурсов для бизнеса. Прежде всего, это госзакупки и равный доступ к ним всех участников торгов. Проблем здесь еще немало, но уже сегодня это дает экономию 12 % бюджетных средств, что – выше среднероссийского уровня.

В три раза до конца года увеличится число единых окон «МФЦ для бизнеса», где предприниматели получат весь пакет услуг – от регистрации до консультаций по формам господдержки и предоставления коммерческой недвижимости в аренду (правда, пока только в Томске и Северске).

Теперь – о цифровой индустрии. Что у нас есть, так это потенциал цифровизации промышленного сектора. Прежде всего, за счет продвижения совместных проектов предприятий традиционных отраслей экономики, инновационных компаний и университетов.

Процессы модернизации в обрабатывающих производствах идут активно. Яркие примеры: ТНХК, ТЭМЗ, кабельные предприятия, Сибирская аграрная группа. Есть примеры и в других отраслях. И задача власти, прежде всего, поддерживать такие производства.

Именно поэтому в ходе согласительной комиссии по бюджету 2018 года мы поддержали Губернатора в создании двух областных Фондов: научного и развития промышленности.

Устойчиво растает и томский IT-сектор. Сегодня это – более 200 компаний, которые экспортируют технологии и сервисы в 158 стран мира. Причем, в основном, это бизнес молодых, которые уверены, что у томских компаний есть серьезные конкурентные возможности на цифровом рынке.

Предприниматели отмечают, что в области созданы условия для открытого диалога с властью и наукой. И это – тоже значимый результат и ресурс развития. Кстати, по данным статистики, вклад томских университетов в общие затраты на исследования и разработки, в 3.5 раза выше среднего показателя по стране.

Вместе с тем, малый бизнес (и прежде всего, наукоемкий), по-прежнему, ставит вопрос о неравном доступе к мерам государственной поддержки и недостаточном стимулировании спроса на отечественные разработки. Есть немало вопросов и к законодательству. И нам предстоит еще не раз к ним вернуться.

Уважаемые коллеги!

И, все же, обсуждая переход на цифровую экономику, мы пока в полной мере не осознаем, что нам предстоят серьезные изменения, прежде всего – в образовании.

По данным Высшей школы экономики в России каждый седьмой работник – водитель или продавец. А это – профессии, которые первыми попадают в зону риска. Уже сегодня активно развивается интернет – торговля, безлюдные технологии пришли в крупные сетевые магазины.

И по оценке экспертов, именно рутинные процессы в первую очередь будут заменены роботами. Ожидается, что изменятся профессии официанта, сиделки, работника складского хозяйства, бухгалтерии и делопроизводства. Постепенно это коснется всех отраслей и, прежде всего, в крупных городах.

По заявкам наших инновационных компаний на рынке труда уже растет спрос на новые профессии: разработчиков элементной базы, современного программного обеспечения, системных аналитиков, специалистов в области компьютерной безопасности.

Да, и вообще, эксперты утверждают, что более 60 % новых профессий еще даже не существуют. Согласитесь, что это – новый вызов для университетов, колледжей и всей системы образования. А значит, серьезных изменений требует и сама подготовка преподавателей!

И, конечно, необходимое условие для внедрения цифровой экономики – формирование изменений законодательного поля. Правовые ориентиры – заданы в Стратегии научно-технологического развития, утвержденной Правительством России. Идет работа над новой Стратегией развития образования. И уже сегодня понятно, что потребуется принять или изменить более 50-ти федеральных законов (причем половину из них – уже в следующем году).

Значит, и регионы ждут серьезные перемены. И наша задача – не просто быть готовыми к ним, а вместе с исполнительной властью работать над тем, чтобы Томская область стала лидером этих изменений.

Несколько слов о повестке 14-го собрания.

Всего мы рассмотрим – 36 вопросов.

1. Сегодня мы продолжим формирование Контрольно-счетной палаты. Нам предстоит утвердить заместителя председателя и трех аудиторов. Все представленные в думу кандидатуры Вам хорошо известны и были единогласно поддержаны на комитетах.

2. В очередной раз предстоит рассмотреть изменения бюджета 2017 года, увеличив расходы почти на 64.0 млн. рублей. Эти деньги пойдут на меры социальной поддержки, обеспечение лекарствами, оснащение театров. За счет внутренних резервов областного бюджета дополнительно предлагается направить 92.0 млн.руб. на развитие сельхозпроизводства и 141.0 млн.руб. – на приобретение зданий начальной школы в микрорайоне «Южные ворота» и детского сада в микрорайоне «Северный парк».

3. По традиции на ноябрьской думе мы слушаем информацию политических партий, не представленных в региональном парламенте. В текущем созыве таких партий – четыре. И сегодня в повестке собрания – сообщения представителей «Партии зеленых», «Патриоты России» и «Партии роста», которые выразили желание выступить (должна отметить, что партия «Патриоты России» будет в пятый раз выступать на заседании областной Думы).

4. По многочисленным обращениям избирателей мы решим вопрос о сохранении обслуживания пригородными электричками на маршруте «Томск – Тайга». В этом особо заинтересованы жители, имеющие дачные участки по пути их следования.

5. А завершить собрание Думы предлагаем информационным часом. Нам предстоит познакомиться с одним из крупнейших федеральных проектов – строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» и роли в его реализации ООО «Газпромтрансгаз Томск», который возглавляет наш депутат Анатолий Иванович Титов.

Спасибо за внимание. Предлагаю продолжить работу.

Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: