Виталий Оглезнев: не вижу смысла принимать закон ради закона
- У нас уже два года находится в стадии проработки областной закон о патриотическом воспитании. Я знаю, что многие субъекты РФ идут по пути принятия региональных законов о патриотическом воспитании. Их приняли порядка 30% регионов. При этом подобного федерального закона до сих пор нет, хотя обсуждается он уже много лет. В этом процессе задействовано большое количество различных комитетов, создана рабочая группа, однако никак этот законопроект не может получить свое завершение. Вот и в ходе Парламентских слушаний звучали высказывания, а стоит ли вообще принимать такой закон?
- Эта тема достаточно сложная не только с точки зрения ее содержания, но и формы. Что следует понимать под «патриотическим воспитанием»? Это военно-патриотическое воспитание, или воспитание через призму истории, или воспитание в прямом смысле слова, как прививание человеку каких-то устоев, правил поведения? Здесь вопрос неопределенности самого понятия «воспитания», а тем более, когда мы говорим о патриотическом воспитании. Само слово «патриотизм» тоже сложно определить однозначным образом. Должны ли мы давать этому широкому по своему содержанию понятию, где каждый человек находит свой смысл, строго ограниченное понятие? Поскольку мы знаем, что одной из частей любого закона являются такие вот определения. Думаю к этому вопросу нужно подходить осторожно. Потому что любой проект закона должен отвечать как минимум на два вопроса: зачем и кого он касается? Вот когда мы на эти вопросы ответим, тогда можно говорить, что действительно стоит разрабатывать данный нормативный правовой акт. Принимать закон ради закона - я не вижу в этом смысла.
- Другое дело, что нужна какая-то программа действий, например областная государственная программа по патриотическому воспитанию. У нас на региональном уровне такой нет, хотя попытки ее разработки предпринимались. В ней должны быть прописаны конкретные мероприятия, концепция, для кого и для чего все делается. А говорить о немедленном принятии закона о патриотическом воспитании, о его какой-то острой необходимости, я бы воздержался.
- Что такое патриотизм, какое он значение имеет сегодня для духовно-нравственного воспитания молодежи – это большой вопрос, на который даже в рамках такой представительной дискуссии, как Парламентские слушания Госдумы РФ, очень трудно найти ответ. Тем не менее по итогам слушаний были составлены рекомендации. В частности поддержать в рамках движения «Бессмертный полк России» проект по установлению судеб пропавших без вести соотечественников. Сегодня действительно есть такой запрос от общества. Кроме того, участниками было высказано много интересных идей, которые можно было бы взять на вооружение.
- Для себя я принял решение, что в ближайшее время надо заняться вопросом разработки и принятия государственной программы патриотического воспитания в Томской области. Там не требуется общих формулировок, там прописаны конкретные действия. И вот над этим стоит поработать.