Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Сегодня в рамках спецпроекта «Женское лицо войны», посвященного 75-летию Великой Победы, история Веры Ивановны Малаховой. Для неё война началась в томских госпиталях, затем пришлось идти сквозь пекло Сталинградской битвы, а 1945-м довелось оставить свою запись на поверженном Рейхстаге. В землянках освоила аккордеон, чтобы исцелять не только тела бойцов, но и их души.

Вера Ивановна Малахова родилась 30 сентября 1919 в Томске. Мама была прислугой в доме Макушина; папа — токарь по металлу. Училась в школе № 9, затем на рабфаке. Поступила на лечебный факультет Томского медицинского института. Окончила его в июне 1941-го. Готовилась к выпускному балу, строила планы на будущее...

«Мы сдали четыре госэкзамена из пяти, готовились к выпускному балу. Но бала не было: началась война. 22 июня, после объявления по радио о нападении Германии, мы вышли на площадь Революции, там уже были тысячи людей, собравшихся на митинг. Все с волнением слушали выступление руководителей города», — спустя десятки лет вспоминала Вера Малахова.

В Томске начали организовывать тыловые госпитали.

«Самый большой — № 1505, — занимал три корпуса: Дом Макушина, здание мукомольно-элеваторного комбината (на этом месте теперь ТГАСУ) и здание, где сейчас расположен облсуд. В конце лета — начале осени прибыл эшелон с ранеными, и нас подняли ночью “по цепочке”, — выгружать раненых. Это было первое впечатление о войне. Раненых привезли в Томск прямо с поля боя, под гипсом — вши, кровь, гной, грязь… Я сходила домой (мы тогда на Лермонтова жили), принесла самодельную оцинкованную ванну. Зима выдалась суровой; бывало, во время дежурства в одном белом халатике все три корпуса обходила. И не простудилась. Душевный подъем чувствовался невероятный! Перед легкоранеными и выздоравливающими мы, молодые врачи и медсестры, даже концерты устраивали (я еще в институте активной была, в художественной самодеятельности участвовала)», — таковы были, по словам нашей героини, первые месяцы войны в Томске.

Зимой в Томске была сформирована 284-я дивизия, которая после Сталинграда получила почетное звание Гвардейской. В составе этой дивизии весной Вера Ивановна отправилась на фронт. Труднее других родов войск на фронте приходилось пехоте.

«Всегда пешком, и все — на себе. Например, я несла шинель-скатку, плащ-палатку, вещмешок, две санитарные сумки, набитые доверху. У сумок дно было из фанеры. В сумках, кроме индивидуальных пакетов, шприцев, еще набор косынок защитного цвета, шины по 5-10 штук, и крамеровская шина — тяжелая, негнущаяся, для ног», — перечисляла Вера Ивановна.

Сталинградская битва — одно из решающих сражений Великой Отечественной войны. Вера Ивановна Малахова именно с ним связывает самые страшные фронтовые моменты:

«Линии фронта нет. Есть узлы обороны. В Сталинград постоянно шло подкрепление, тяжелораненых эвакуировали на Левый берег. А немцы постепенно выдыхались. Инициатива переходила в руки наших войск под командованием генерала Чуйкова, и в феврале 1943 года битва на Волге закончилась. Никогда не забуду, как нескончаемой колонной вели немецких пленных. Обмороженные, в женских платках на головах, в каких-то немыслимых лаптях из соломы. Даже жалко их было. Они ведь в окружении все живое поели, даже крыс…», — делилась своими переживаниями Вера Ивановна.

Во взятии Берлина томичка не участвовала, так как работала в армейском госпитале.

«В освобожденную столицу «рейха» мы приехали уже после победы. Конечно, побывала в Рейхстаге. Увидела на одной из колонн надпись: «ТАУ», что меня сильно взволновало, ведь это Томское Артиллерийское Училище. А потом нашла кусок кирпича и расписалась на стене Рейхстага: «ВИМ» (Вера Ивановна Малахова)», — отмечала с гордостью фронтовичка.

После демобилизации в 1946 году вернулась в Томск, работала врачом, специализировалась на лечебно-оздоровительной физкультуре. Несколько лет была областным врачом по ЛФК, затем длительное время заведовала кабинетом ЛФК в поликлинике № 1, откуда ушла на пенсию. Часто размышляла о том, чтобы она делала, если бы вдруг снова война началась? И сама отвечала: «да то же самое: встала бы за перевязочный стол…».

Прожила Вера Ивановна Малахова долгую и насыщенную жизнь, скончалась в 2011 году. Другие воспоминания выдающейся томички читайте и слушайте на портале Tomsk.ru.

Вернуться на главную
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: