Доступной современной инфраструктуры для дополнительного образования детей пока не хватает
Об этом Оксана Козловская рассказала на заседании Президиума Совета законодателей России. Своим коллегам из других регионов, федеральным депутатам и сенаторам томский спикер представила результаты масштабного анализа информации о реализации федерального проекта «Доступное дополнительное образование детей» в 80-ти субъектах РФ.
Оксана Козловская остановилась на некоторых вопросах, поставленных регионами:
- 1. О реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование детей».
Для подготовки к Президиуму мы получили и провели анализ информации из 80-ми субъектов РФ.
По общему мнению регионов, допобразование все больше становится межведомственной сферой и поэтому использует возможности всей доступной инфраструктуры.
Остановлюсь только на основных вопросах, поставленных регионами.
С 2016 года регионы отрабатывают разные модели создания современных региональных систем в сфере дополнительного образования. Под это впервые выделены и федеральные деньги.
Начата масштабная инвентаризация отрасли и наполнение российского информационного портала – «Навигатора».
Инвентаризация показала, что доступной современной инфраструктуры в дополнительном образовании пока не хватает. Прежде всего, на селе. Нередко учреждения этой отрасли размещаются в нетиповых приспособленных зданиях или требующих капитального ремонта. Это отмечают все регионы.
Важно, что в инвентаризации активно участвуют университеты, колледжи, негосударственные структуры (напр., в Томской области – 23 колледжа, 6 вузов, 5 НГО). Плюс – учреждения спорта, культуры, формируя реальную конкурентную среду.
В рамках проекта создается уникальная сеть детских технопарков «Кванториум». Все они имеют современное оборудование, технологии, компетенции.
Мнение субъектов РФ – инвентаризацию нужно продолжать.
2. О сетевом взаимодействии.
Вопрос – не новый. В прошлом году мы уже об этом говорили на парламентских слушаниях в Госдуме РФ.
Большинство регионов отмечают избыточную регламентацию сетевого взаимодействия в части лицензирования – для организаций разных ведомств, уровней образования и форм собственности.
Предлагаем в федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» снять административные барьеры, препятствующие учебной организации использовать ресурсы сторонних организаций при реализации собственных образовательных программ.
3. Необходимо обратить внимание на содержание и организацию внеурочной деятельности и дополнительного образования. Отсутствие правовых механизмов взаимозачета между этими видами образования зачастую приводит к росту нагрузки как на ученика, так и росту бюджетных расходов. И мы поддерживаем работу, начатую Министерством просвещения, по конкретизации содержания федеральных государственных образовательных стандартов. В том числе, по сочетанию разных форм общего и дополнительного образования.
4. Несколько слов о сертификатах и финансировании услуг допобразования в «пилотных» регионах (их 20).
Общее мнение участников «пилота», что введение сертификата позволяет оценить реальный охват детей программами дополнительного образования. И состав тех организаций, кто готов конкурировать на этом рынке. Проблема в том, что у муниципалитетов нет правового основания для привлечения немуниципальных организаций в эту сферу, включая федеральные и частные.
Для этого необходимо внести изменения в федеральные законы № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.9) и № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления.». (ст.16). И предоставить право финансирования этих услуг – органам местного самоуправления.
Кроме того, «пилотные» регионы отмечают, что источником финансирования сертификатов являются, как правило, средства, перераспределенные с муниципальных заданий. А бюджетное законодательство РФ пока не дает право напрямую финансировать потребителя услуги через сертификат. Кроме того, стоимость сертификатов зависит и от возможностей местных бюджетов, а они очень разные. Это ведет к социальному неравенству в разных муниципальных образованиях и даже к судебным разбирательствам.
До решения вопроса на законодательном уровне предлагаем разработать единые федеральные Правила персонифицированного финансирования и апробировать их в рамках пилота.
И в завершение.
Мы готовы передать информацию регионов, полученную при подготовке данного вопроса, для продолжения работы. И предлагаем использовать этот подход и в дальнейшем.