Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

На данной странице представлены извлечения из "Хроники избирательных кампаний в III и IV Государственные думы в Сибири", составленной к.и.н.
Ю.П. Родионовым.

В них объясняется специфика выборов в Государственную думу в Сибири, по сравнению с другими губерниями и областями Российской империи.


Избирательные кампании в III и IV Государственные думы проводились согласно Положению о выборах, утвержденному Николаем II 3 июня 1907 г. без одобрения Государственной думы, что являлось нарушением Основных государственных законов.

При формальном сходстве с Положением от 11 декабря 1905 г. это был принципиально иной избирательный закон. Существенно изменились нормы представительства при общем уменьшении депутатских мест с 524 до 442. Прежде всего были ущемлены права рабочих и крестьян, населения национальных окраин Российской империи. Представительство Сибири (Западной и Восточной) сократилось почти наполовину, с 20 до 11 чел. Две области Якутскую и Акмолинскую с центром в Омске, царское правительство вообще лишило возможности избирать депутатов.

В третьеиюньском манифесте 1907 г. была сделана явно неуклюжая попытка оправдать такое решение: "В тех же окраинах государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную думу должны быть временно приостановлены". Хорошо известно, что в России никогда не было ничего более устойчивого, чем то, что объявлялось властями временным.

Новым избирательным законом был отнят особый статус, позволявший иметь отдельное представительство в Государственной думе, у города Иркутска, Сибирского казачьего войска, бурят Забайкалья. Буряты могли быть избраны в Думу лишь теоретически. Среди 42 выборщиков Забайкальской области бурятов было 15, а область посылала в Петербург только одного депутата.

Правительство постаралось максимально учесть "недостатки" Положения 11 декабря 1905 г., на основе которого строились выборные кампании в I и II Государственные думы. Соотношение городских и сельских выборщиков изменилось в пользу первых. Таким образом власть предержащие отреагировали на действия крестьян в 1905-1907 гг., слухи о монархизме которых оказались преувеличенными.

Но и городу правительство по-прежнему не доверяло. Городская курия в большинстве городов была разделена на два избирательных съезда: I - для крупной буржуазии и высокооплачиваемой интеллигенции, II - для остальной частей городских избирателей. Естественно, что первому городскому съезду (курии) отводилось значительно больше мест выборщиков чем второму. Но по роли в общественной жизни немногочисленная, социально однородная I курия не могла успешно конкурировать со II курией.

В избирательные списки по II городской курии вносились мелкая буржуазия, часть интеллигенции, рабочие (самостоятельной рабочей курии в Сибири не было), обладавшие необходимым цензом.

В период избирательных кампаний в III и IV Государственные думы в Сибири II городская курия (а в Восточной Сибири городская, так как там городских избирателей не развели по куриям) явилась исключительно важным местом легальной предвыборной и выборной политической борьбы. Местная администрация, обеспокоенная тем, что демократически настроенные избиратели на предыдущих выборах отдавали голоса оппозиционным правительству кандидатам, прибегла к различным организационным приемам.

В Иркутске в третьедумскую кампанию из-за несвоевременного опубликования окончательного варианта списков избирателей проведение предвыборных собраний не разрешалось.

Думские избирательные кампании, безусловно, вносили свежее дыхание в провинциальную общественную жизнь городов Сибири. Но влияние выборов в Государственную думу не следует переоценивать, о чем свидетельствуют материалы предлагаемой хроники.

В Сибири кампания по выборам в III Государственную думу началась после 3 июня 1907 г., а завершалась в первых числах декабря 1907 г., через месяц после того, как в Таврическом дворце Петербурга открылись заседания Государственной думы третьего созыва.

Избирательная кампания по выборам в IV Думу официально открылась в июне 1912 г. после обнародования царского указа о роспуске III Думы в связи с истечением пятилетнего срока её полномочий, но, в действительности, и правительство, и политические партии вели предвыборную борьбу с начала 1912 г.

Это была единственная думская кампания в Сибири, сроки проведения которой совпали с общероссийскими. Сибирские депутаты успели приехать в столицу к открытию IV Думы, за исключением И.Н. Манькова от Иркутской губернии, прибывшего на неделю позднее, 22 ноября.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: