Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Борис Мальцев: Томск 20 лет спустя: «большой город» или «большая деревня»? (1.04.2007 г).

В центральной прессе прошла информация о том, что Министерство регионального развития РФ предложило создать 14 «супергородов», и что в это заветное число вошел и Томск. Чем отличается «супергород» от «мегаполиса»? Мегаполис - это город с относительно равномерной плотностью заселения, в котором численность проживающих идет на миллионы. Супергород - это город-ядро с населением от нескольких сотен тысяч человек и выше, плюс ближайшие небольшие города и населенные пункты. Иными словами, это агломерация. Но кроме различий существует и общее - высоко развитая инфраструктура (дороги, связь, транспорт, общественное питание, магазинные и гостиничные сети, спортивные комплексы, культурные центры и т.д.). Чтобы создать и содержать такое колоссальное хозяйство требуются такие же колоссальные средства. Предполагается, что финансирование супергородов будет на уровне столичных - Москвы и С.-Перербурга. Однако понятно, что ожидается и встречное движение финансовых потоков. Стране не нужны еще 14 «полей-чудес», куда деньги можно только «закапывать». Нужны новые территории, которые в перспективе давали бы высокий доход и для себя, и для государства. Это возможно, если они станут привлекательными для внешних и внутренних инвестиций и будут располагать высокотехнологичными производствами. Последние два условия взаимообусловлены: не будет производств, не будет и инвестиций и наоборот. 

Проект Министерства нов только для самих разработчиков. Для Томска - это «хорошо забытое старое». Я всегда говорил, что при нынешней глобализации экономики небольшому городу выжить и успешно существовать в качестве отдельной административной и экономической единицы невозможно. Лично знаю десятки крупных инвесторов, которые отказались вкладываться в развитие Томска только из-за его небольшой численности. Деньги проезжают мимо нас - в Новосибирск, где, как ни приедешь, обязательно увидишь новые объекты, построенные на деньги частных инвесторов. Клише - «Томск - город маленький, и все в нем должно быть маленькое» - вредит нам значительно больше, чем так называемый «транспортный тупик». Кемерово точно также удален от транссибирской железнодорожной магистрали, а развивается семимильными шагами. Между тем, у нас есть то, чего нет у некоторых соседей. Это нефтепровод, по которому ежедневно перекачиваются тонны нефти, и речной транспорт, признанный одним из самых дешевых в мире. Конечно, положение с автомобильными трассами пока оставляет желать лучшего, но основа для дальнейшего развития уже создана. Если же в рамках проекта «Томск-супергород» к нам присоединить станцию «Тайга», находящуюся всего в 60 км, и проложить от нее скоростную ветку, тогда и мы окажемся расположенными на транссибирской магистрали. Для сравнения: Красная Поляна находится в 70 км от Сочи, но она будет входить в агломерацию «Большой Сочи». Азов находится еще дальше от Ростова, однако и он будет включен в «Большой Ростов». Проект Министерства позволит создать условия развития не только для Томска, но и для Томского сельского района как части агломеративного комплекса. Бизнес приходит в самые отдаленные места планеты, если там создана необходимая инфраструктура и есть те или иные природные и интеллектуальные ресурсы. Интеллекта Томску не занимать, природными богатствами территория тоже не обижена: есть нефть, газ, лес, железная руда. Уже существует ряд высокоразвитых производств - СХК, ТНХК, объединение «Полюс». Начато строительство технико-внедренческой зоны. На базе томских вузов функционирует система подготовки кадров высшей квалификации, которая при необходимости может быть перенастроена на выпуск тех или иных специалистов.

Когда я говорил о «Большом Томске», я и имел в виду агломеративный тип развития территории нашей области. Первые шаги в этом направлении вроде бы сделаны - расширены административные границы Томска. Но они расширены только на бумаге. Реально Томску не передано ни пяди земли, которой город мог бы распоряжаться. В результате на городской бюджет посадили еще несколько населенных пунктов, а город ни каких ощутимых ресурсов взамен не получил. Есть, однако, еще один существенный момент, который, на мой взгляд, никак не вписывается в проект «Томск - супер-город». Это генеральный план развития Томска, уже представленный на суд общественности, в соответствии с которым Томск и в 2025 году будет оставаться полумиллионником. Как говорится, от чего надо уходить, к тому и придем! Считаю, что это не генеральный план развития, а план капремонта и выживания города, не более. Убежден, что таким «генеральным» планом мы никого из тех, кто мог бы вложиться в наше развитие (включая государство), не заинтересуем. Я приветствую инициативу Министерства регионального развития. Но если уж нам так действительно повезет, что Томск будет всерьез рассматриваться как один из будущих супергородов, то мы сами должны быть к этому готовы. Во-первых, нужно выявить группу компетентных специалистов, которые могли бы не на общественных началах, а постоянно работать над стратегическими задачами развития Томска, изучая опыт других территорий. Во-вторых, эта группа должна срочно внести значительные коррективы в предложенный генеральный план и дальше шаг за шагом готовить его к претворению в жизнь. 
Ищу союзников для реализации идеи «Большой Томск»!

1.04.2007 г.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: