Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Андрей Остров,
Пресс-секретарь губернатора Томской области,
будущий работник Общественного телевидения


Общественное телевидение как зеркало русской эволюции.


На 30-летний юбилей подарили мне картину под названием «Волшебное зеркало». На картине изображена длинная очередь к павильону, где вывешено волшебное зеркало. В самом павильоне перед зеркалом стоит голый мужчина средних лет. Ну, какие мы бываем в полном расцвете сил? Лысеющие, с брюшком, с шалящими нервишками и сердечками, с последними писками простаты и первыми внуками, с женами и любовницами, с ощущением того, что многое в жизни не сделали, а начинать уже поздно… И вот мы выстраиваемся в очередь к волшебному зеркалу, стоим, надеемся на что-то, раздеваемся наконец догола, подходим…. И что видим?
Жопу.


Части тела
Здорово я смеялся над этой картиной и, стыдно признаться, передарил ее ТВ-2 в тот день, когда им вручили их первую ТЭФИ за лучшую информационную программу. Нужен был подарок со смыслом, а он не находился, – а тут такая картина. Я их даже поздравил со словами типа «желаю вам ребята адекватно отображать действительность и никогда не видеть в зеркале вот это вот…».

На самом деле идеология коммерческого телевидения, его миссия и цель в обществе в том и состоит, чтобы показывать… задницу. В лучшем смысле этого слова. Экономическую, политическую, социальную, эротическую задницу. Говорить властям, а вот здесь у вас задница, и здесь, и здесь, а вот здесь вообще, полная…

И дай Бог, чтобы все это делали с таким талантом и тактом, с таким зрительским успехом, как это делают наши прославленные «тв-двашки.»

Государственное телевидение показывает другие части тела. В основном, головы. Головы говорят, иногда посыпают себя пеплом, клянутся в любви к народу и в том, что работают, не покладая рук на народное благо. Рук, правда, не видно.

Во всем мире давно поняли, что надо показывать остальные части тела, как бы это ни было стыдно. Надо показывать ноги – чтобы было ясно, дойдем или не дойдем куда хотим. Надо показывать руки – чтобы было видно – правильно делаем или нет. И «сердца пламенный мотор надо показывать» для профилактики, чтобы не требовалось хирургических вмешательств. Ну и в особое недетское время можно даже показывать демографический орган тела, правда, цифруя его цветными квадратиками. И делать это интересно, с пользой, напоминая «власти о долге, а обществу об идеалах».

Первые сто лет
Самые первые попытки в области общественного телерадиовещания сделала старейшая мировая демократия. Королевская хартия от 1927 года даровала юной тогда британской BBC монопольное право собирать налог с каждого британского радио- а позже и телеприемника. С тех пор года не проходит, чтобы коммерческие телекомпании Великобритании не затевали споры о несправедливости конкуренции при такой «господдержке». Пока спорили, BBC стало общепризнанной во всем мире школой социально ответственной журналистики, эталоном беспристрастности, объективности и корректности. Внутренние этические нормы BBC, например, предписывают телеоператору выключать камеру, когда в парламенте доходит до нелицеприятных сцен или, Боже храни Британию, до рукоприкладства. Вы можете себе представить российскую телекомпанию, оператор которой по этическим соображениям выключил бы камеру во время последней драки Жириновского в Государственной Думе РФ? Да его бы уволили за профнепригодность с волчьим билетом.

Сегодня BBC такое же национальное достояние Великобритании, как футбол, или система образования. Но только купить BBC, как купили «Челси», невозможно. Общество не даст. Думаете, британское правительство ни разу не пыталось влиять на информационную политику BBC? Пыталось, не раз, иногда небезуспешно, и последний раз это было в бытность нынешнего премьера Тони Блэра, который недоволен, как освещается война в Ираке и роль в ней Великобритании. Но каждый раз, когда доходило до серьезных противоречий, в защиту ВВС выходили многотысячные демонстранты, и власть отступалась.

А между тем такой необычный цветок, как общественное телевидение, финансируемое не олигархами, не государством, а самим обществом и обществом же контролируемое, принялся распускаться по всему цивилизованному демократическому миру. Прижился.
Самое сложное в этом знаете что? Этого цветочка в России никто не видел, а на пальцах объяснять сложно. Все как дети в детдоме: картошку видели, значит, будут есть картошку, а вот эти манги и папайи пусть повара на кухне трескают.

В России все повторяется:
- Я Солженицына не читал, но осуждаю…
Теперь вот: «Я Общественного телевидения не видел, но считаю это пустым баловством и тратой бюджетных денег….»

Баловство – это когда платят деньги за дезинформацию, а именно так и происходит сегодня. Но когда сквозь государственный или ведомственный пиар вдруг прорывается реальный мир, будь то монетизационные бунты или избиение граждан Благовещенска, мы понимаем, что реальной картины мира не имеем.

Так вот надо дать людям ощущение реального мира и рычаг влияния на него через общественное СМИ. Рычажок этот не самый мощный в демократическом обществе, но без него сложно. Это как зеркальце заднего вида в автомобиле. Можно без него и по боковым зеркалам ориентироваться, но рано или поздно это станет до трагического неудобным.

Шаг за шагом
С чего мы думаем начинать Общественное телерадиовещание в Томске?
Первое. С разработки и принятия областного закона, в котором жестко оговариваются принципы независимого финансирования и общественного контроля за Общественным телерадиовещанием. Юристы, конечно, говорят, что создавать целый областной закон для одного отдельного юридического лица – это слишком жирно. Но уж такое это юридическое лицо – без отдельного закона Общественное телевидение становится слишком беззащитным перед властью, перед финансово-промышленными группами и общество теряет над ним контроль. Сейчас наш томский законопроект «Об общественном телерадиовещании» проходит экспертизу в московском Институте проблем информационного права и в Совете Европы. Специально сидели переводили на английский текст, поскольку знаем, что «в своем отечестве пророков нет», так пусть Запад проверит наш закон на предмет соответствия духу и смыслу Общественного телерадиовещания.

Второе. Создаем материальную базу. Не шикарную, но достаточную для того, чтобы на первых порах производить телевизионные программы и размещать их в эфире других телекомпаний. Нет пока своего телевизионного канала, но технические проработки 12 метрового канала в Томске идут, и, хотя конкуренция за него может развернуться нешуточная, я верю, что идея Общественного канала окажется привлекательнее для всех томичей: от студента до губернатора.

Третье. Подбирается команда. Не могу озвучивать имена, поскольку всё это известные в Томске журналисты, профессионалы с большой буквы, не сидящие без работы. Незачем плевать в колодец, в котором еще сидишь. Обязательно будем учить молодых ребят общественно ответственной журналистике, законтачим со школой ВВС в Екатеринбурге.

Четвертое. Способом мозгового штурма лучших телевизионных и просто умов Томска выработана идеология программного продукта. Одним летним утром просто сели за стол Славка Николаев и Владислав Халин, Нелли Кречетова и Аркадий Майофис, Виктор Мучник и я, сидели и говорили о том, чего не хватает российскому региональному телевидению и что хотелось бы видеть на томском общественном.
Есть еще пятое, и шестое, но это уже детали.

О будущем
Боюсь одной вещи. Общественное телевидение по сути своей вещь неброская, трудоемкая, ежедневная. Разницы между хорошим репортажем на ТВ-2 и хорошим репортажем на ОТВ – в отдельных случаях практически нет. Так что выйдет первая программа, а все скажут, как в финале мультика «В поисках Немо», когда сбежавшие из аквариума в поисках свободы рыбы бултыхаются на океанских просторах в завязанных целлофановых мешках:

- Ну и что?
И вот ради этого столько споров, правовых экспертиз, круглых столов, конференций и сломанных копий? Вот это пытался дезавуировать сам В.А.Жидких? А где эффект разорвавшейся бомбы? Где сенсация? Где новый взгляд на вещи?

Но мне кажется, что в самых шумных рекламных кампаниях прохладительных напитков всегда выигрывает простое химическое соединение – H2O. Оно тихое, спокойное, прозрачное, и без него нельзя жить.

Вот общественное телевидение – оно такое, как вода. Не липкий спрайт, не угарная водка, не аристократический коньяк, не технический спирт, не напиток миллионов пиво, не коктейль, не бормотуха «делового обзора». Вода. Чистая и честная.

Вы скажете, жили же до этого без Общественного телевидения и ничего. Жили. Но мы ведь у себя за железным занавесом без многого обходились: без кроссовок Адидас и Интернета, без нормальной еды и сервиса. И если все это «кое где у нас порой» уже появилось, может, настала пора сделать очередной шажок к нормальному человеческому сообществу? Создать Общественное телевидение. Пусть кривое, косое на первых порах, но зеркало, на которое, как известно, нечего пенять. Кривизну поправим, размеры полотна увеличим, будем солнечные зайчики пускать в районы области: томские IT-ишники говорят, что это вполне возможно по новым технологиям.

А очередь к волшебному зеркалу всегда будет. Куда ж от нее денешься.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: