Профессор и адвокат Елена ЛУКЬЯНОВА: Мне очень жалко всех детей, поступивших в этом году
Елена ЛУКЬЯНОВА,
адвокат, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГУ
фрагменты интервью российской правовой газете «эж-ЮРИСТ» №37, 2009:
- Нашей системе образования в принципе подходит такой метод проверки знаний, как ЕГЭ?
- Для того чтобы нормально и безболезненно ввести ЕГЭ, потребовалось бы как минимум 10-15 лет постепенной подготовки школ, учителей, детей к такой системе оценки их знаний. Я абсолютно уверена, что традиционная система российского образования очень хорошая. Но в том виде, в каком она существует сейчас, эта система абсолютно не предполагает быстрый ответ на короткий вопрос. Она рассчитана на глубокий подход, на размышление. ЕГЭ ее практически сломал.
А можно было постепенно, не разрушая старого и хорошего, обновить и усовершенствовать ее некоторыми приемами ЕГЭ. И все остались бы довольны. Нет ничего лучше идеи, время которой пришло. Время для ЕГЭ еще не наступило.
- Каково отношение к ЕГЭ в вузах?
- Высшие заведения тоже оказались не готовы принимать абитуриентов по системе ЕГЭ. До самого последнего дня многие ректоры вузов пытались объяснить это чиновникам. Например, для юрфака МГУ ЕГЭ в принципе непригоден. Почему? Да потому что юрист - это, условно говоря, профессиональный «трепач» и «писака». И от того, как он умеет устно и письменно излагать свои мысли, зависит, как он завтра будет работать. Разве можно проверить эти навыки с помощью ЕГЭ? Поэтому нам просто необходимо сочинение и хотя бы один устный экзамен.
- Какие Вы видите последствия такой поспешности введения ЕГЭ?
- Похоже, что мы ввели ЕГЭ «для галочки», для отчета чиновников, чтобы доложить, что все сделано. А теперь произойдет следующее: при Президенте или при каком-то органе будет создана специальная комиссия, которая исследует результаты и механизм ЕГЭ и докажет, что эксперимент провалился. Ведь даже Всероссийское совещание учителей выступило за отмену Единого государственного экзамена. В итоге идею, которая со временем при умелой и осторожной реализации могла бы прекрасно воплотиться в жизнь, похоронят на корню, истратив впустую огромное количество денег, которых так сегодня не хватает тем же образовательным учреждениям.
К тому же ЕГЭ не достиг своей основной декларируемой цели. Он не истребил коррупцию в образовании, а просто переместил ее с вузовского уровня на школьный.
- Хотите сказать, что из-за ЕГЭ коррупция появилась и в школах?
- Да она там всегда была! Просто возник дополнительный ее источник.
- Думаете, много ребят, поступивших в этом году по ЕГЭ, не потянут учебу в вузах?
- Мне вообще очень жалко всех детей, поступивших в этом году. Мне жалко москвичей, потому что в Москве ЕГЭ проводился под очень жестким контролем и ребята получили невысокие баллы, в то время как регионы спокойно завысили результаты ЕГЭ и отчитались в центр о высоких показателях. Что нам теперь делать? Перепроверить всех детей? Отчислить их всех из вузов? Отправить в армию? Очень жаль поломанных недальновидными чиновниками судеб.
- Вы будете как-то менять методику преподавания для новых студентов?
- Я отношусь к той категории преподавателей, которая всегда на стороне студентов. Я изначально считаю, что студенты хорошие, что их двойки - это в большинстве своем двойки неталантливых преподавателей. Но даже я, заглядывая внутрь себя, предполагаю, что стану гораздо пристальнее вглядываться в новых студентов. Я буду их больше спрашивать, устраивать им письменные работы и смотреть не только за содержанием, но и за знанием русского языка. Так, мне кажется, поступят многие. Недоверие преподавателей к результатам ЕГЭ, а соответственно к ребятам, поступившим по его результатам, очень велико.
И большой отсев скорее всего произойдет уже после первой сессии.
- Будет ли это свидетельствовать, что эксперимент под названием «ЕГЭ» провалился?
- Это будет означать, что «по Кремлю бродят кадровые ошибки» - это реплика с обложки журнала The New Times. В очередной раз будет доказана профнепригодность тех людей, которые плохо подготовили данный эксперимент и поспешно ввели его, не учитывая особенностей огромной страны.