Роль модернизации системы НПО в развитии экономики Республики Алтай
Затеев В.Г. председатель совета директоров НПО Республики Алтай
директор ГОУ НПО «Профессиональное училище № 84»
Роль модернизации системы начального профессионального образования в развитии экономики Республики Алтай
Доклад на секции «Модернизация начального профессионального образования и среднего профессионального образования в условиях развития инновационной экономики Сибири» в рамках Форума образования (г. Томск, ноябрь 2010 г.)
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития.
В последнее время экономика страны и экономика Республики Алтай, выдержав натиск глобального экономического кризиса, начала свое поступательное движение вперед. Именно поэтому важнейшее место в развитии страны и нашего региона занимает вопрос модернизации профессионального образования. В рамках национального проекта «Образование» были созданы условия для повышения качества работы в учреждениях начального профессионального образования. Однако остаются открытыми многие вопросы подготовки рабочих кадров. Наиболее важными, на взгляд автора, являются вопросы подготовки рабочих кадров в соответствии с реальными потребностями рынка труда конкретного региона и округа, участия в подготовке кадров представителей бизнеса, софинансирование образования.
Начальное профессиональное образование за последние годы очень сильно изменилось. Наряду с проблемами недостаточного финансирования и устаревания материально-технической базы, произошел процесс концентрирования достаточно серьезных ресурсов. Материально-технические ресурсы, несмотря на устаревание, остаются достаточно серьезными, но не всегда эффективно используются. Для полномасштабной модернизации требуются новые шаги и новые решения. Основным принципом модернизации должно стать высокое качество подготовки кадров. Бизнес-сообщество должно сформировать заказ на будущих специалистов.
Для решения этих и многих других задач учебные заведения начального профессионального образования Республики Алтай начали непростую, но крайне необходимую работу. Основываясь на прогнозных планах министерства экономики республики, разрабатываются новые учебные планы, корректируются специальности и готовится стратегия обеспечения рынка труда высокопрофессиональными кадрами, реально востребованными работодателями.
Для повышения качества обучения и подготовки кадров профессиональные училища № 84 и № 28 ведут работу по переходу на более высокий уровень образования – лицей и техникум. В данных учебных заведениях создаются все условия для соответствия новым, более высоким требованиям подготовки ребят. Ведется подготовка востребованных на рынке труда кадров, в соответствии с новыми экономическими условиями.
Одной из основных и приоритетных отраслей экономики республики является туризм. Училище, которое возглавляет автор доклада, активно готовит кадры для данной отрасли. Это администраторы, агент–организаторы туризма и другие. По прогнозам, для развития нашего региона, в связи с реализацией целого ряда проектов по созданию особой экономической зоны туристко-рекреационного типа, в ближайшие два года понадобится не менее двух тысяч подготовленных кадров для туристической отрасли. А в последующем эта потребность увеличится в несколько раз.
В ближайшее время в Республике Алтай будет запущен в работу обновленный аэропорт, способный принимать среднемагистральные самолеты. Это не только даст новый толчок для развития туризма и экономики в целом, но и позволит открыть спрос на целый ряд новых востребованных специалистов по организации деятельности аэропорта.
Другой не менее значимой отраслью является сельское хозяйство. Несколько профессиональных училищ Республики Алтай готовят кадры для этой отрасли, в ней задействовано около 70 % жителей региона.
Развитие энергетики и особенно начало газификации региона дало толчок для подготовки кадров по обслуживанию газового оборудования газовых сетей и коммуникаций.
Очень важными остаются вопросы профориентации, трудоустройства и связи с работодателями. Для более эффективного решения этой проблемы на базе нашего училища под руководством Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай принято решение о создании центра содействия трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования республики Алтай «Центр карьеры Республики Алтай». Целью центра является обеспечение высокого уровня конкурентоспособности выпускников профессионального образования за счет ориентации образовательных программ и самих выпускников на наивысшие критерии профессиональной квалификации, их гибкости и мобильности. Центр будет прогнозировать спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг и рекомендовать изменения объемов, профилей и сроков подготовки специалистов. Важным направлением работы центра планируется организация самопродвижения выпускников учреждений на рынке труда, перспективного планирования ими профессиональной карьеры.
Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального профессионального образования, все учреждения НПО республики были переведены на уровень регионального подчинения.
Для достижения нового качества профессионального образования осуществляется прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости. Проводится работа по проблеме диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров. Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай совместно с советом директоров начального профессионального образования Республики Алтай четко и своевременно контролирует процесс открытия и оптимизации перечня профессий, а также их численного наполнения.
В ближайших задачах радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений, информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования, углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями, повышение статуса профессиональной науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, непрерывного обновления содержания профессионального образования, обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении кадровой политики на уровне Республики Алтай.
Важнейшим элементом модернизации профессионального образования является принятие нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Самое важное и тревожное в данном проекте закона, с точки зрения последствий, – отсутствие при описании профессионального образования опоры на национальную рамку квалификации и уровня квалификаций, опирающихся на результаты обучения. В результате наблюдается практическое исключение из закона начального профессионального образования. НПО предоставляет доступ к тому уровню квалификаций, который обеспечивает эффективный первый выход на рынок труда. Этот уровень – предмет особой заботы и внимания государства.
В настоящее время именно уровню НПО придается особое значение, поскольку он формирует квалифицированных рабочих, составляющих «костяк» рабочей силы, а также создает основу для эффективного продолжения образования и профессионального развития за счет прочного общеобразовательного компонента и формирования так называемых ключевых компетенций, необходимых в обществе, основанном на знаниях, с его высокими темпами развития и неопределенностью в части устаревания одних профессий и возникновения новых.
При этом не исключается возможность профессиональной подготовки, которая позволяет осуществлять наиболее простые трудовые функции. Этот уровень квалификации в терминах рамки квалификаций предшествует уровню НПО и является этапом освоения квалификации НПО.
Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников имеет определяющее значение для будущего страны и нашего региона. Оно предполагает совместные усилия по подготовке профессиональных кадров для различных отраслей экономики республики. Только хорошо обученные и квалифицированные работники смогут решать новые задачи модернизации экономики нашего государства.