Масштаб шрифта
Цвет
Изображения

Выступление Председателя Законодательной Думы Томской области О.В. Козловской
на Торжественном заседании 30-го собрания,
посвященном 20-летию Законодательной Думы Томской области
24 апреля 2014 г.

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

2014-й год богат юбилейными датами, как в российском, так и в региональном масштабе. И, что символично, 20-лет Законодательной Думы мы отмечаем в канун 70-летия Томской области.

Говоря сегодня о минувших двух десятилетиях, предлагаю оглянуться назад и, хотя бы штрихами, но обязательно вспомнить, как и кем формировалась основа томского парламентаризма.

Его первые ростки появились на томской земле в конце 19 века – после подписания императором Александром II городового положения, согласно которому в России зародилась новая система самоуправления. Именно тогда был задан вектор развития Томска и всего региона на годы вперед: здесь и первые попытки электрификации, колоссальная благотворительная деятельность томских депутатов и, конечно же, работа по формированию бюджета. Хочу напомнить, что в начале 20 века Томск был одним из самых бюджетно – обеспеченных городов страны.

Вместе с тем, отсчет становления российского парламентаризма принято вести с 1906 года – с момента учреждения Государственной Думы в России и первых всенародных (!) выборов депутатов. Более века назад Россия сделала исторический шаг к изменению общественно-политического строя, к расширению прав и свобод – политических и гражданских, к появлению многопартийности, гласности. Это были совершенно неведомые, новые для империи события и явления. Слова императора Николая Второго о первых российских депутатах не потеряли актуальности и сегодня: «Это должны быть достойнейшие, доверием народа облеченные, избранные от населения люди, способные к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений».

Среди этих «достойнейших « были и наши земляки. В Государственной думе России I–IV созывов Томск и Томскую губернию представляли 20 депутатов. Архивы сохранили многие выступления депутатов – томичей по аграрному вопросу, расширению томских вузов, финансированию библиотек, сохранению природных ресурсов, бюджету.

В годы Советской власти формально представительные функции перешли к Советам народных депутатов. При этом, с точки зрения принятия решений, Советы не были институтом реальной власти, хотя именно они отвечали за все самые острые для человека проблемы.

А в 1990 году на волне перестройки, гласности и модернизации всей политической системы страны Томская область избрала областной Совет народных депутатов уже на альтернативной основе.

Достаточно вспомнить, что на 190 депутатских мандатов претендовало 911 человек! Большинство политиков и экспертов уверены, что в тот период: «Депутаты не осознавали разницы между заседанием клуба по интересам и работой во власти».

Но главным достижением конституционных реформ 90-х годов стало то, что впервые за тысячелетнюю историю России, регионы получили статус субъектов федерации и право иметь собственное законодательство.


Формирование Думы Томской области первого созыва (1994 – 1997) – само по себе уникально. Сократив число депутатов до 21, руководство области предопределило жесткую конкуренцию за каждый депутатский мандат. В результате в состав Думы вошли люди, получившие убедительную поддержку своих избирателей.

Мудрость первых руководителей области – В.М. Кресса и Б.А. Мальцева – заключалась и в том, что исполнительная и представительная ветви власти изначально договорились о ключевом принципе совместной работы: «Никто ни над кем не довлеет». Главное – развитие региона и качество жизни человека. Впоследствии этот принцип был положен в основу Устава Томской области, документа который определил правовую систему органов государственной власти, экономические, финансовые и социальные основы развития региона.

Период работы областной Думы первого созыва совпал с началом формирования законодательного поля, как в России, так и в субъектах федерации. И зачастую областные законы намного опережали федеральные. Ряд законов, новаторских по сути, успешно работали долгие годы:

  • о бюджетном процессе;
  • местном самоуправлении;
  • социальном обслуживании населения;
  • поддержке малого предпринимательства;
  • о статусе депутата.

Годы второго созыва (1997 – 2001) запомнились кризисом 1998-го, сменой собственников «Томскнефти», безденежьем и засильем бартера. Стенограммы заседаний Думы того времени лишь частично передают тяжелейшее положение дел по выплате зарплат и пенсий, финансированию социальных программ, тотальной нехватке средств в областном бюджете. В этих условиях областная Дума не только оперативно реагировала на наиболее острые повседневные вопросы, но и, решая проблемы зарплат и занятости, сделала ставку на малый бизнес. Тысячи предпринимателей выжили и состоялись благодаря новаторскому «прорывному» закону томичей – «О едином налоге на вмененный доход». Значение этого закона трудно переоценить! Во-многом, благодаря ему Томская область и сегодня является одним из лидеров в развитии предпринимательства в России.

Это время войдет в историю тем, что 15 лет назад, в экономике региона появилась новая отрасль – газодобывающая.

Во втором созыве удвоилось число депутатов. Были созданы 4 комитета, начали работать депутатские комиссии. Это время принятия основополагающих законов для развития области. Кстати, многие из них были первыми в России. Среди них: «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», «Об образовании», «О личном хозяйстве», «О лекарственном обеспечении» и «Об инновационной деятельности».

Дума второго созыва запомнится, наверняка, и появлением думской оппозиции, громкими политическими заявлениями, жесткой дискуссией и выборами губернатора. И все это – страницы новейшей истории Томской области. Страницы не бесспорные, но, безусловно, яркие.


Третий созыв Думы (2001 – 2007) хорошо известен своим составом: 32 депутата – руководители предприятий и организаций, 5 – главы муниципальных образований. 18 – действительных членов международных и российских академий, профессора, доктора и кандидаты наук. Период работы третьего созыва – это время кардинальной реформы местного самоуправления и смены акцентов развития Томской области.

В 2006 году принята Программа социально-экономического развития. Новые приоритеты – образование, наука, инновации наряду с природными ресурсами – предопределили развитие области на ближайшие годы и победу в федеральном конкурсе по созданию Особой экономической зоны.

В это же время в стране был объявлен старт приоритетным национальным проектам. Приняты областные программы: «Жилье для молодых», «Модернизация коммунальной инфраструктуры», «Социальное развитие села».

Когда я вспоминаю этот период, он у меня ассоциируется со знаменитой композицией Георгия Свиридова «Время вперед!».

Экономика – на подъеме. Число предпринимательских организаций за этот период в области возросло в 1.8 раза. Объем инвестиций в основной капитал – в 3 раза. Зарплата и среднедушевые доходы населения – более, чем в 2 раза. Доходы областного бюджета ежегодно прирастали почти на четверть.


Весной 2007 года была избрана первая «многопартийная» Дума (2007 -2011). Впервые выборы прошли по смешанной избирательной системе, и в Думу пришли представители 5 политических партий. А через год после выборов – очередное испытание. Мировой финансовый кризис. Но! Задел, созданный в предыдущие созывы, помноженный на конструктивную работу с администрацией региона позволили нам выдержать и этот удар. И хотя рост экономики замедлился, но тенденция на развитие – сохранилась!

На протяжении всей современной истории Законодательная Дума Томской области была и остается «кузницей кадров». Леонид Иванович Филимонов и Виктор Иванович Калюжный занимали министерские посты. В Федеральное Собрание РФ были избраны: Александр Адрианович Поморов, Максим Леонидович Коробов, Анатолий Алексеевич Губкин, Юрий Яковлевич Ковалев, Владимир Александрович Жидких, Игорь Николаевич Чернышев, Алексей Николаевич Диденко. Первым заместителем главы «Газпрома» назначен депутат Виталий Анатольевич Маркелов.

Новый этап развития Томской области начался с приходом на пост Губернатора нашего депутата – Сергея Анатольевича Жвачкина и новой команды, в составе которой тоже областные депутаты – мэры Томска и Северска – Иван Григорьевич Кляйн и Григорий Андреевич Шамин. Пять областных депутатов – стали заместителями губернатора и мэра. Список можно продолжать. Все это только подтверждает авторитет и высокий профессионализм депутатского корпуса Законодательной Думы.

Прошедшие 20 лет – это годы не только триумфа и побед, но – разочарований и потерь. К сожалению, сегодня с нами уже нет многих из тех, кто внес огромный вклад в развитие региона – людей, которые достойно несли звание депутата. И мы обязательно с вами еще о них вспомним.


Уважаемые коллеги!

Сегодня в областном парламенте работает уже пятый созыв (2011 – 2016).

Работает он слажено и конструктивно.

И хотя в команде областной исполнительной и законодательной власти произошло серьезное обновление, нам удалось главное – сохранить преемственность. Благодаря этому, многие, начатые ранее, проекты получили новый импульс развития:

  • в Томском аэропорту открыт международный терминал;
  • продолжена реализация стратегического проекта «ИНО-Томск 2020»;
  • ТГУ и ТПУ вошли в топ-15 университетов России;
  • новое качество развития обретают атомное, нефтехимическое и лесоперерабатывающее производства;
  • немало новых направлений появилось в сотрудничестве с ОАО «Газпром».

Новации и в сельском хозяйстве. А принятые областные законы «о государственно-частном партнерстве», «об уполномоченном по правам предпринимателей» и «о фонде капремонта жилья» создают новые возможности для развития бизнеса, в том числе и в социальной сфере.

Особенность нынешней Думы еще и в том, что депутаты ни одной фракции не имеют «квалифицированного» большинства, а значит – по всем ключевым вопросам мы обречены договариваться.

Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением, что трудно найти закон, который устраивает абсолютно всех. Но задача депутатов в том и состоит, чтобы, выслушав каждого, принять решение в интересах большинства.

Вместе с тем, с каждым годом, в области растет и число людей, которые хотят и участвуют в формировании правового поля. И чем больше таких людей, тем меньше риск власти допустить ошибку. А это определяется развитием институтов гражданского общества. Совет общественных инициатив, Общественная палата Томской области, Молодежный парламент, Координационный Совет по местному самоуправлению, экспертные советы различного уровня. Во-многом, благодаря нашему взаимодействию растет качество областных законов.

Наши депутаты работают и на федеральных площадках, влияя на развитие не только региона, но и страны: в Совете законодателей и его Президиуме, в рабочих группах при председателях обеих палат Федерального Собрания РФ, во Всероссийском координационном совете по местному самоуправлению, в Ассоциации инновационных регионов России, в Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

И все, что мы делаем, мы делаем – ради людей, чтобы им хотелось жить, работать и воспитывать детей на нашей Томской земле!

Думаю, что вы согласитесь со мной, за прошедшие 20 лет мы стали другими, другими стали и Россия и область.

НО, главное достижение томичей в том, что с каждым годом все больше людей приезжают к нам не только учиться, но и жить!

Конечно же, еще много и нерешенных проблем и пока не все получается. Да и жизнь ставит новые вопросы. Но! Пять лет область живет в демографическом плюсе – растет рождаемость, сокращается смертность. А численность населения впервые за всю историю Томской области превысила один миллион 70 тысяч человек.

Только за прошедший год введено более 530 тыс.кв.м. жилья – это рекордный показатель для нашего строительного комплекса за последние 22 года.

Устойчиво растет реальная зарплата и доходы граждан. Конечно, рост зарплаты, во-многом, пока определяет бюджетный сектор. Но, замечу, возможности бюджета, все-таки, зависят от экономики.

По данным статистики, за эти годы ВРП на душу населения вырос в 2.5 раза; объем инвестиций – почти в 5 раз.

Сегодня Томская область на карте страны, да и мира, известна, как один из российских регионов – лидеров инновационного развития, а его основу составлял и составляет томский научно – образовательный комплекс.

Дорогие друзья!

Позвольте мне сказать еще вот о чем... История не терпит сослагательного наклонения, но порой невольно задаешься вопросом – что было бы, если бы...

Становление регионального парламентаризма невозможно представить без двух людей, двух ярких личностей томской политики. Без Виктора Мельхиоровича Кресса и Бориса Алексеевича Мальцева. Чего греха таить, в их личных взаимотношениях бывало разное. Но мудрость этих двух политиков ни разу не позволила им поддаться эмоциям. Принцип равновесия властей оставался незыблемым, а интересы жителей Томской области всегда были превыше всего.

Я также хочу поблагодарить нынешнего губернатора Томской области Сергея Анатольевича Жвачкина за продолжение этой традиции – внимательную и конструктивную работу с депутатским корпусом, стремление максимально учитывать интересы всех жителей региона. За то, что мы слушаем и слышим друг друга.

Самых добрых и теплых слов заслуживают все депутаты «большой» – Государственной Думы России – и Совета Федерации, представлявшие и представляющие наш регион на федеральном уровне. Достойно представляющие.

Дорогие друзья! Возможно, это прозвучит пафосно, но я убеждена – каждый, кто носил и носит депутатский значок Законодательной Думы, – вошел в историю Томской области, в историю российского парламентаризма.

Я хочу сказать всем вам большое спасибо!

В первую очередь, за ваше неравнодушие. К людям. К Томской области. К земле, на которой мы живем. К жизни и развитию нашей России.

С праздником! С юбилеем!

 

 

 

 

 

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Закрыть
Оцените, насколько обращение к сайту было полезным для вас.
закрыть
Сообщение об ошибке
Орфографическая ошибка в тексте:
Отправить сообщение администратору сайта: