Информация об обращениях граждан, поступивших в Законодательную Думу Томской области в 2017 году
В Законодательной Думе Томской области работа с письменными и устными обращениями граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, требованиями Федерального Закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Закона Томской области от 11 января 2007 года № 5-ОЗ «Об обращениях граждан в государственные органы Томской области и органы местного самоуправления». В целях усовершенствования организации работы с обращениями граждан Распоряжением Председателя Законодательной Думы Томской области № 321-р от 26.09.2014 утверждена «Инструкция о порядке организации работы с обращениями граждан».
В 2017 году в Законодательную Думу Томской области поступило 232 письменных обращений граждан. Это на 25% меньше, чем поступило обращений в 2016 году. Больше половины всех обращений - 59% традиционно направлены жителями города Томска (приложение 1). На втором месте, с большим отрывом от томичей, по количеству направленных обращений находится Томский район - 4%. По 3 % обращений приходится на ЗАТО Северск и Шегарский район. Жители г. Кедровый, Колпашевского и Кожевниковского районов направили по 2% от общего числа, поступивших в областную Думу обращений. 6% обращений направлены в Законодательную Думу Томской области из других регионов. Среди них присутствует Кемеровская и Липецкая области, г. Москва, г Таллин (Эстония) и Винница (Украина). В 13% обращениях, поступивших через интернет-приемную и электронную почту Думы, заявители не указали территориальную принадлежность. Количество обращений, поступивших по электронной связи в 2017 году, составило 45 % от общего числа.
Чаще других в Думу обращались пенсионеры (22%) и инвалиды (10%) (приложение 2). Представители данных групп заявителей обращались с вопросами об оказании материальной помощи, реализации пенсионного законодательства и социального обеспечения, о благоустройстве и развитии городской среды.
От маломобильных групп населения поступали просьбы об обеспечении доступности мест общего пользования и об оказании помощи в их трудоустройстве. С целью улучшения условий жизни для людей с ограниченными возможностями в 2017 году областными депутатами приняты поправки в региональное законодательство. Так в мае приняты изменения в Закон Томской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области». По общему решению областных депутатов, работы по устройству и ремонту пандусов внесены в перечень работ по капитальному ремонту, оказание которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта. Данные поправки должны обеспечить доступность общего имущества в доме для всех его жильцов. Также в октябре областные законодатели приняли изменения в областной закон «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», которые расширяют возможности трудоустройства этой категории граждан. Согласно внесенным изменениям квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, определена в размере 2% от среднесписочной численности персонала.
Среди обращений лидируют обращения по вопросам предоставления мер социальной поддержки различным категориям граждан (приложение 3). Так, в областную Думу поступили обращения по вопросу индексации ежемесячных выплат на содержание ребенка в приемной семье и размера вознаграждения приемным родителям; по вопросу выделения проездных талонов для членов садово-некоммерческого товарищества; по вопросу отмены выплаты пособия работающим ветеранам труда; по вопросу отмены подарочных наборов для новорожденных и другие.
Благоустройство жилых микрорайонов и улиц, а также работа коммунальных служб продолжают оставаться актуальной проблемой для обратившихся граждан. Так в работе отдела по законодательству, государственному устройству и безопасности аппарата Думы находились жалобы томички, относительно размещения мусора (отходов) вблизи ее жилого дома, а также наличия практической проблемы по привлечению к административной ответственности лица, допускающего размещение мусора в несанкционированном месте. В ходе рассмотрения указанных обращений были выявлены недостатки правоприменительной практики, связанные с неоднозначным толкованием норм федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, установлено, что органы местного самоуправления отказывали в привлечении виновных лиц к ответственности за размещение мусора в несанкционированных местах, ссылаясь на принятие Законодательной Думой Томской области изменений в Кодекс Томской области об административных правонарушениях. Вместе с тем при рассмотрении обращения было установлено, что протоколы по аналогичным административным правонарушениям составляют также должностные лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Кроме того, в ходе проведенной работы, с учетом позиции Администрации Томской области и прокуратуры Томской области выявлена необходимость совершенствования положений Кодекса Томской области об административных правонарушениях в связи с изменениями федерального законодательства.
Вопрос оформления в собственность фактически используемых жилых домов и занимаемых ими земельных участков стал неразрешимой проблемой для томичей, обращения которых также поступили в областную Думу. Приобретение права собственности на дома возможно только при наличии вещного права на занимаемые ими земельные участки. Однако у этих граждан отсутствуют какие-либо права и на жилой дом, и на земельный участок. Действовавшее законодательство оставляло таких граждан «один на один» с существующей проблемой и не допускало какого-либо варианта ее решения. В декабре 2017 года областными депутатами принят Закон Томской области «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области в части бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством». Принятие закона позволяет этим гражданам оформить земельные участки в собственность бесплатно, чтобы в последующем, имея вещное право на земельный участок, они могли оформить права на жилые дома. Законом ограничен период создания жилых домов - до 31 декабря 2001 года включительно.
Жителей Томска и области продолжает беспокоить судьба проекта закона «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Томской области», принятый в первом чтении в 2016 году. К правовому акту, призванному обеспечить право на отдых, граждане Томской области проявляют настойчивый интерес. В настоящее время вопросы обеспечения тишины и покоя граждан в дневное время регулируются положениями Кодекса Томской области об административных правонарушениях.
Предложения по усовершенствованию областного и федерального законодательства в Законодательную Думу Томской области поступили от томичей и жителей области. В числе предложений - расширить возможности использования средств материнского (семейного) капитала; внести изменения в порядок исчисления пенсий; внести изменения в трудовое законодательство и другие.
Каждое обращение, поступившее в Законодательную Думу Томской области, рассмотрено и не оставлено без соответствующего ответа. В отдельных случаях были организованы выездные встречи с заявителями, проведены телефонные переговоры. С целью объективного и всестороннего изучения поступивших обращений, запрашивалась дополнительная информация от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Авторам более половины (51%) поступивших обращений направлены разъяснения и даны письменные консультации. 39 % обращений в установленном законодательством порядке перенаправлялись в соответствии с компетенцией поставленных вопросов по подведомственности (приложение 4).
Основное количество поступивших в Законодательную Думу Томской области обращений в 2017 году были рассмотрены отделом по строительству, инфраструктуре и природопользованию (30%). 26% от общего числа поступивших обращений в Законодательную Думу Томской области рассмотрены отделом по труду и социальной политике, 20% - отделом по законодательству, государственному устройству и безопасности (приложение 5).
Результаты работы с обращениями граждан обобщаются и служат основанием для внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых нормативных правовых актов в целях реализации конституционных прав граждан.
Приложение № 1
Сведения об обращениях, поступивших в Законодательную Думу Томской
области в 2017 году по способу доставки (всего 232)
Распределение обращений, поступивших в Законодательную Думу Томской
области в 2017 году по территориальной принадлежности (всего 232 обращений)
Приложение № 2
Сведения о социальном статусе граждан, обратившихся в Законодательную Думу Томской области в 2017 году (всего 232 обращений)
Социальная группа |
2017 год |
пенсионеры |
50 |
работники бюджетной сферы |
8 |
предприниматели |
8 |
работники, занятые в сельск. хозяйстве |
3 |
безработные |
4 |
работники, занятые в промышленности |
0 |
студенты, учащиеся |
0 |
военнослужащие и военные пенсионеры |
0 |
статус не определен |
159
|
в т.ч. коллективные |
29 |
Итого |
232 |
Приложение № 2
Сведения о категориях граждан, обратившихся в Законодательную Думу Томской области в 2017 году по получаемым мерам социальной поддержки (всего 232 обращений)
Категории получателей мер социальной поддержки |
2017 года |
Инвалиды |
23 |
ветераны труда |
5 |
участники ВОВ |
1 |
труженики тыла |
0 |
многодетные и неполные семьи |
8 |
дети-сироты и дети, находящиеся под опекой (попечительством) |
1 |
не граждане России (лица без гражданства, иностр. граждане, в т.ч. беженцы) |
2 |
категория не определена |
192 |
Итого |
232 |
Приложение № 3
Характер обращений, поступивших в Законодательную Думу
Томской области в 2017 году
Перечень вопросов |
по г.Томску |
по районам области |
прочие
|
всего |
% |
о проекте закона «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории ТО» |
4 |
|
16 |
20 |
9% |
по вопросам предоставления мер социальной поддержки различным категориям граждан |
7 |
5 |
3 |
15 |
8% |
благоустройство жилых микрорайонов и улиц |
12 |
4 |
2 |
18 |
8% |
юридические консультации |
17 |
|
|
17 |
7% |
решение жилищной проблемы |
7 |
9 |
1 |
17 |
7% |
вопросы оформления земельных участков, снос жилья |
8 |
5 |
1 |
14 |
6% |
предложения по усовершенствованию областного и федерального законодательства; |
8 |
|
4 |
12 |
5% |
работа правоохранительных органов |
4 |
|
3 |
7 |
3% |
оказание материальной помощи |
5 |
2 |
|
7 |
3% |
реализация пенсионного законодательства (пенсионное обеспечение) |
5 |
2 |
|
7 |
3% |
о реализации региональной программы кап.ремонта общего имущества в МЖД |
4 |
1 |
1 |
6 |
3% |
вопросы образования |
5 |
1 |
|
6 |
3% |
транспортное обслуживание населения |
3 |
2 |
|
5 |
2% |
деятельность управляющих компаний, ТСЖ |
5 |
|
|
5 |
2% |
о росте тарифов на коммунальные услуги |
2 |
3 |
|
5 |
2% |
благодарность областным депутатам |
4 |
1 |
|
5 |
2% |
рост налогов |
3 |
1 |
1 |
5 |
2% |
проблемы здравоохранения |
3 |
|
2 |
5 |
2% |
трудоустройство, снижение зарплаты |
3 |
|
2 |
5 |
2% |
жалобы, конфликты внутри организаций |
4 |
|
|
4 |
2% |
о газификации жилых районов |
4 |
|
|
4 |
2% |
запрос информации |
1 |
1 |
1 |
3 |
1% |
коррупция |
3 |
|
|
3 |
1% |
поддержка предприятий, организаций |
2 |
1 |
|
3 |
1% |
получение гражданства, вида на жительство |
1 |
1 |
|
2 |
1% |
издательство произведений |
|
2 |
|
2 |
1% |
запрет на бары |
1 |
|
|
1 |
1% |
переход на сезонность часового пояса |
|
|
1 |
1 |
|
водоснабжение населенных пунктов |
|
1 |
|
1 |
|
о продаже животных, рег-ии их численности |
1 |
|
|
1 |
|
распределение мест в детских садах |
1 |
|
|
1 |
|
поддержка детского спорта |
1 |
|
|
1 |
|
скудность местного бюджета |
|
1 |
|
1 |
|
проблема участников долевого строит-ва |
1 |
|
|
1 |
|
киберзависимость детей |
1 |
|
|
1 |
|
прочие |
4 |
9 |
8 |
21 |
9% |
ВСЕГО |
134 |
52 |
46 |
232 |
|
Приложение 4
Сведения о результатах рассмотрения обращений,
поступивших в Законодательную Думу Томской области
в 2017 году (всего 232 обращений)
|
Разъяснено |
Перенаправлено на рассмотрение по подведомственности
|
Принято |
Направлено в соответствующий орган по компетенции решения вопросов для сбора информации
|
Оставлено без ответа, прекращение переписки |
Удовлетворено |
обращений |
118 |
90 |
5 |
2 |
3 |
7 |
всего: 232 |
Приложение 5
Распределение обращений граждан, поступивших в Законодательную Думу Томской области в 2017 году, по подразделениям аппарата (всего 232 обращений)
Подразделение аппарата Законодательной Думы Томской области |
кол-во |
---|---|
Отдел по строительству, инфраструктуре
|
68 |
Отдел по труду и социальной политике
|
61 |
Отдел по законодательству, государственному
|
47 |
Организационный отдел
|
23 |
Советник Председателя, заместитель
|
6 |
Юридический отдел
|
19 |
Отдел по экономической политике
|
3 |
Бюджетно-финансовый отдел
|
5 |
всего |
232 |